Поминовение усопших в Троицкую Родительскую субботу
В 2022 году Троицкая родительская суббота отмечается 11 июня. Этот день поминовения усопших уникален для церковного календаря. Накануне праздника Троицы православные молятся о всех когда-либо живших людях. Не только за родных, а за всех усопших, “от начала века, со времен Адама”, а особенно за тех, кто не успел перед смертью покаяться и не получил христианского погребения: павших в сражениях, пропавших без вести, безвременно погибших – в горах, огне, водной пучине, во время стихийных бедствий и катастроф.
Церковь установила особые дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся христиан, как сподобившихся христианской кончины, так и тех, которые, будучи застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, — вселенскими родительскими субботами.
Троицкая родительская суббота — это день всеобщего поминовения усопших перед Днём Святой Троицы (Троицыным днём). Поминовение всех усопших благочестивых христиан установлено именно в субботу перед Пятидесятницей потому, что Сошествие Святого Духа завершило домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому христиане, молясь об оживотворении Духом Святым всех живущих, просят, чтобы и для усопших благодать Святого Духа Утешителя, которой они сподобились ещё при жизни, была источником блаженства.
День Святой Троицы — это день рождения Вселенской Апостольской церкви, в этом контексте Троицкая суббота представляет собой как бы последний день церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей полноте церкви Христовой. Поэтому канун праздника, субботу, христиане посвящают поминовению усопших, молитве о них — в церкви, дома или на кладбище. Василий Великий, составивший молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что «Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже находящихся в аду». Таким образом, Церковь издревле призывает нас совершать перед днем Пресвятой Троицы поминовение всех от века усопших благочестивых праотец, отец, братий и сестер наших, т. к. в день Пятидесятницы запечатлелось искупление мира освятительной силой Животворящего Пресвятого Духа, которая благодатно и спасительно простирается, как на нас, живущих, так и на умерших.
При этом человек усопший, может быть, даже более нуждается в нашей заботе. Человек не исчезает как личность со смертью мозга и остановкой сердца. Кроме тела (временной оболочки), он имеет вечную, бессмертную душу. А раз человек, его душа бессмертны, то он и там, за чертой земной жизни, нуждается в помощи и поддержке живых. Чего он ждет, и чем живущие христиане могут помочь ему? Конечно, ничто мирское преходящее уже не интересует усопших. Дорогие надгробия, пышные поминки и прочее им не нужны. Нужно им только одно — горячая молитва об упокоении их души и о прощении их вольных и невольных грехов. Сам умерший за себя помолиться уже не может. Святитель Феофан Затворник говорит, что усопшие нуждаются в молитвах, «как бедный в куске хлеба и чаше воды».