«Днесь освящается всех вод естество»
Праздник Крещения Христова известен также под названием Богоявления, но есть и ещё одно название, встречающееся в Богослужебных книгах — Просвещение. Название возникло из-за того, что Бог есть Свет и явился просветить народ, сидящий во тьме, после чего сидящим в стране и тени смертной воссиял свет (Мф.4:16). Накануне этого дня в древности по обычаю проводилось крещение оглашенных, таким образом подтверждалось, что крещение и есть духовное просвещение, так как крещение становится для человека рождением в жизнь вечную.
Ни для кого не секрет, что вода является важнейшей составляющей нашей повседневной жизни. Однако, она имеет и высшее значение, и об этом говорится в Священном Писании. В разговоре с Никодимом Спаситель говорит: «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5), имея в виду рождение для вечности через Крещение. Таким образом, освящение воды происходит для того, чтобы придать ей это высшее значение: «очищение водою роду человеческому дарует», как поётся в песнопениях службы Богоявления.
В крещенский сочельник (накануне праздника) совершается чин Великого освящения воды в память о том, что Господь Своим крещением освятил воду. В современной церковной практике этот чин совершается дважды: в Крещенский сочельник, и в сам день праздника по окончании Божественной Литургии. Появление данной традиции объясняет такая история.
В XVI веке, ещё до книжной справы патриарха Никона, в рукописной Минее одной белорусской обители был изложен чин Великаго Водоосвящения. Одна из стихир заканчивалась в этом чине следующими словами:
«Освяти мене и воды, Спасе,/ вземляй мира грех». У переписчика как раз кончилась киноварь (красная краска, которой в Богослужебных книгах выделены все комментарии и пояснения), и посему указание на то, что эту стихиру следует петь дважды, он написал чёрной тушью. Братский хор, обученный четко и усердно петь всё, что написано чёрной тушью, во время чина Великого освящения воды так и спел: «Освяти мене и воды, Спасе,/ вземляй мира грех дважды».
Это так понравилось игумену обители, что он благословил ежегодно служить это чинопоследование действительно дважды — не только в сочельник, но и в сам день праздника. Впоследствии этот благочестивый обычай вместе с переселенцами-старообрядцами перекочевал в Тарбогатайский район Бурятии, где и по сей день живут потомки переселенцев. Оттуда в центральные области России его «вернули» возвратившиеся из читино-бурятской ссылки декабристы. Позже, в конце XIX века он был распространён практически по всей России, и даже благополучно вернулся на свою «историческую родину» — в ту самую обитель. А в ней как пели «дважды», так и поют сейчас.
Крещенская вода — одна из величайших святынь. Известно, что она долгое время не портится, исцеляет душевные и телесные недуги, ею окропляют жилище и вещи при освящении. Ее свойства поистине удивительны. В истории Церкви есть масса тому примеров. Так, преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им крещенской воды, преподобный Амвросий Оптинский послал смертельно больному бутылку со святой водой — и человек излечился. Некоторые подвижники советовали окроплять пищу крещенской водой, например старец иеросхимонах Серафим Вырицкий. А когда кто-нибудь сильно болел, он благословлял принимать по столовой ложке святой воды каждый час и был твердо уверен, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, нет.
Как и к каждой святыне, к освященной воде нужно относиться с благоговением. Хранят ее в специально отведенном месте, например рядом с домашним иконостасом. Употреблять ее, как и просфору, принято натощак, после утреннего молитвенного правила. Но если сложились особые обстоятельства (тяжелая болезнь, испуг, искушения и т.д.), пить ее можно — и нужно! — в любое время.