Собор Архистратига Михаила
Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, проходившим за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Этот собор своим 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре, девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год), в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца (по старому стилю) указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днём восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф.25:31).
Слово «архистратиг» греческое, и в русском языке есть слово, заимствованное из греческого языка, но звучащее по-русски чуть иначе – «стратег». Стратег – это воин, причем не просто воин, а полководец. Архистратег или, как принято произносить, архистратиг первый полководец, предводитель. Если бы речь шла о земном войске, мы сказали бы «генералиссимус». Архангел Михаил – главный предводитель всех ангельских духовных сил.
Назначив празднество в честь ангельских сил на 8 ноября, Церковь подчеркнула, что ангелы будут свидетелями перед Богом о нас с вами на Страшном суде. Ангелы уже пребывают вне времени, так как они созданы Богом. По-гречески «ангел» – «вестник», то есть они вестники из Божьей вечности, вестники Божьей воли нам, в наш мир, в наше время. Они приносят на землю весть о Божьей воле, хранят человека, храм Божий, всё творение.
Господь открыл нам через Свою Церковь, что есть девять ангельских чинов. По Церковному преданию, исчислил их святой Дионисий Ареопагит в своем труде «О небесной иерархии». Это красивое построение в духе византийского богословия, и у нас нет повода его отрицать. Мы верим в это церковное предание и с радостью молимся святому Архангелу Михаилу как предводителю всех ангельских чинов. Едва ли не с самого Крещения Руси русские воины молились ему, просили его как полководца всех Небесных Сил вступиться за русское войско.
Чины Ангельские разделяются на три иерархии: высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафим, что значит «пламенеющие», «огненные» (Ис.6:2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней. После Серафимов Господу предстоят многоочитые (т.е. имеющие много глаз) Херувимы (Быт.3:24). Их имя значит: «излияние премудрости», «просвещение», ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания. За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения Престолы (Кол.1:16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.
Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти. Господства (Кол.1:16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения. Силы (1Пет.3:22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божьим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество. Власти (1Пет.3:22) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе со злыми помыслами.
В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы. Начала (Кол.1:16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних. Архангелы (1Сол.4:16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия. Ангелы (1Пет.3:22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем. Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.
Сердцевиной Божественной Литургии является Евхаристический канон потому, что во время его совершения благодатью Святого Духа происходит пресуществление хлеба, вина и воды в Тело и Кровь Христовы. Евхаристический канон целостен и состоит как из тайных молитв, читаемых священником в алтаре, так и из тех возгласов и песнопений, которые слышит церковный народ.
В одной из тайных молитв, читаемых священником, есть следующие слова: «А́ще и предстоя́т Тебе́ ты́сящи Арха́нгелов и тьмы́ А́нгелов, Херуви́ми и Серафи́ми шестокрила́тии, многоочи́тии, возвыша́щиися перна́тии». Они оканчивают священническую молитву и указывают на то, что следующая часть Евхаристического канона, начинающаяся пением «Свя́т, Свя́т, Свя́т Госпо́дь Савао́ф…» имеет уже не земной, но небесный, ангельский характер. Если перед этим мы, члены земной Церкви, совершаем благодарение Богу, то теперь это благодарение словно бы возвышается, и мы входим в небесный ангельский мир, где бесплотные силы также совершают евхаристическое благодарение. И этим показывается неразрушимая связь и единство Церкви земной и Церкви небесной.
Возглас священника «Побе́дную пе́снь пою́ще, вопию́ще, взыва́юще и глаго́люще» есть завершение этой тайной молитвы. Это песнь победы Христа над диаволом, грехом и смертью. Ангельские силы поют, вопиют, взывают и глаголют. Дело в том, что святым ветхозаветным и новозаветным (пророкам Исаии, Иезекиилю, апостолу и евангелисту Иоанну Богослову) был открыт небесный мир, в котором есть некие таинственные ангелы в виде человека, льва, тельца и орла. Святые реально видели их. Эти Ангелы часто изображаются как символы евангелистов. Ангел в человеческом обличье — святого апостола и евангелиста Матфея (символ связи Ветхого и Нового Заветов, символ мессианства Господа нашего Иисуса Христа); лев — святого апостола и евангелиста Марка (символ царственности, Божественной природы Спасителя); телец — святого апостола и евангелиста Луки (символ жертвенности Искупительного подвига Христа); орёл — святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (символ возвышенности, небесности, Божественности учения Спасителя).
Святые Исаия, Иезекииль и Иоанн Богослов видели данных ангелов-животных, о чем повествуют в своих книгах, входящих в канон Ветхого и Нового Заветов. «И было в тридцатый год, в четвертый месяц, пятый день месяца, когда я находился среди переселенцев при реке Ховаре, отверзлись небеса, и я видел видения Божии… бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из середины его как бы свет пламени из середины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, – и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица… Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех» (Иез.1:1-10).
«И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели пред престолом, которые есть семь духов Божиих; и перед престолом море стеклянное подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они были исполнены очей; и ни днем ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят, Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откр.4:5-8).