Артос

 В течение всей недели после Пасхи в храмах можно увидеть большой хлеб, который лежит на стойке или высоком столике прямо перед открытыми царскими вратами. Он называется артос.

Что такое артос?

 Артос (с греческого так и переводится — «хлеб») — это большая просфора с изображением Воскресения Христова или Креста, которая освещается в день Пасхи, а затем хранится в храме всю Светлую седмицу (неделю после Пасхи). Делается это в память об одном апостольском обычае, который сохранило церковное предание.

 В первые пасхальные дни мы выставляем в храме артос, который служит напоминанием о первых днях жизни апостольской общины и одновременно знаком того, что Христос стал для нас Хлебом Жизни.

 С апостольских времен твердо установилась традиция во время общей трапезы один хлеб оставлять и откладывать его на возглавие стола Господу. Это было символом того, что Христос и по Своем вознесении на небо невидимо присутствует в Церкви.

  То же самое случилось и по Успении Пресвятой Богородицы. Апостолы и ученики начали по преданию на трапезе откладывать хлеб и для Девы Марии, назвав его «панагией», что переводится с греческого языка как «всесвятая» (один из эпитетов Божьей Матери). Позже панагией стали именовать и саму просфору, из которой на проскомидии изымалась частичка в честь Пресвятой Богородицы.

 Издревле и по сей день в православных монастырях служится чин возношения панагии. После Божественной литургии игумен в специальном сосуде износил из храма на братскую трапезу панагию, где она раздроблялась и вкушалась братией со специальной молитвой перед едой.

  Отголоском данной древней традиции и подтверждением, что мы, православные христиане, и сегодня существуем в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви (9-й член Символа веры), является пасхальная традиция освящения и раздробления артоса.

  В первые пасхальные дни мы выставляем в храме артос, который служит напоминанием о первых днях жизни апостольской общины и одновременно знаком того, что Христос стал для нас Хлебом Жизни.

   Всю Светлую седмицу артос находится на солее перед открытыми царскими вратами. Во время служб его немного сдвигают в сторону чтобы он не мешал священнослужителям. Каждый день после литургии артос обносится вокруг храма во время крестного хода. В некоторых монастырях его после крестного хода приносят на трапезу, устанавливают рядом с общим столом, а затем вновь относят в храм.

  В Светлую субботу (первая суббота после Пасхи) в конце литургии священник читает особую молитву на раздробление артоса и дробит хлеб на мелкие части, которые затем раздают прихожанам. В Богослужебном уставе (Типиконе) нашла отражение древняя практика употреблять полученный артос во время субботней же трапезы. Однако сегодня по установившейся традиции люди уносят его домой и понемногу вкушают в течение всего года во время болезни. Как и просфоры, артос принято принимать натощак.

   В молитве есть и такие слова: «Ибо и мы, раби Твои, в честь и славу, и в воспоминание славнаго Воскресения тогожде Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Имже от вечныя работы вражия, и от адовых нерешимых уз разрешение, свободу и преведение улучихом, пред Твоим величеством ныне во всесветлый сей, Преславный и спасительный день Пасхи, сей приносим…»

  То есть мы приносим артос в дар Богу как символ Светлого Воскресения Христова. И освящение его на самой главной службе в году, когда и сами небеса отверсты, когда Спаситель находится среди нас, а Церковь небесная соединяется с Церковью земной в едином пасхальном славословии Господу за искупление-исцеление человечества, говорит нам о том, что артос – великая святыня, связанная с Воскресением Христовым. Потому относиться нужно к ней очень трепетно и бережно.

  Зачем нам его хранить и вкушать? Об этом говорят слова молитвы на раздробление артоса «да вси вкушающии от него телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся благодатию и щедротами Твоего человеколюбия». Мы видим, что артос нам дается для нашего телесного и душевного здравия.

   Еще в XIX веке святитель Иннокентий Херсонский в слове перед раздачей артоса подчеркивал: «Его должно употреблять с благоговением как святыню, но не следует придавать ему какое-нибудь большее значение. Некоторые думают, будто этот хлеб может заменять божественное Причащение Святых Христовых Тайн. Такое мнение — грешное, христианин должен знать и помнить, что ничто, никакая святыня не может заменить Пречистого Тела и Крови Господа нашего Иисусa Христа. Поэтому нет никакой надобности хранить целый год этот хлеб, как делают сие некоторые, приписывая артосу значение, какого он не имеет».

По материалам православных сайтов.

Похожие записи