Артос
В течение всей недели после Пасхи в храмах можно увидеть большой хлеб, который лежит на стойке или высоком столике прямо перед открытыми царскими вратами. Он называется артос.
Что такое артос?
Артос (с греческого так и переводится — «хлеб») — это большая просфора с изображением Воскресения Христова или Креста, которая освещается в день Пасхи, а затем хранится в храме всю Светлую седмицу (неделю после Пасхи). Делается это в память об одном апостольском обычае, который сохранило церковное предание.
В первые пасхальные дни мы выставляем в храме артос, который служит напоминанием о первых днях жизни апостольской общины и одновременно знаком того, что Христос стал для нас Хлебом Жизни.
С апостольских времен твердо установилась традиция во время общей трапезы один хлеб оставлять и откладывать его на возглавие стола Господу. Это было символом того, что Христос и по Своем вознесении на небо невидимо присутствует в Церкви.
То же самое случилось и по Успении Пресвятой Богородицы. Апостолы и ученики начали по преданию на трапезе откладывать хлеб и для Девы Марии, назвав его «панагией», что переводится с греческого языка как «всесвятая» (один из эпитетов Божьей Матери). Позже панагией стали именовать и саму просфору, из которой на проскомидии изымалась частичка в честь Пресвятой Богородицы.
Издревле и по сей день в православных монастырях служится чин возношения панагии. После Божественной литургии игумен в специальном сосуде износил из храма на братскую трапезу панагию, где она раздроблялась и вкушалась братией со специальной молитвой перед едой.
Отголоском данной древней традиции и подтверждением, что мы, православные христиане, и сегодня существуем в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви (9-й член Символа веры), является пасхальная традиция освящения и раздробления артоса.
В первые пасхальные дни мы выставляем в храме артос, который служит напоминанием о первых днях жизни апостольской общины и одновременно знаком того, что Христос стал для нас Хлебом Жизни.
Всю Светлую седмицу артос находится на солее перед открытыми царскими вратами. Во время служб его немного сдвигают в сторону чтобы он не мешал священнослужителям. Каждый день после литургии артос обносится вокруг храма во время крестного хода. В некоторых монастырях его после крестного хода приносят на трапезу, устанавливают рядом с общим столом, а затем вновь относят в храм.
В Светлую субботу (первая суббота после Пасхи) в конце литургии священник читает особую молитву на раздробление артоса и дробит хлеб на мелкие части, которые затем раздают прихожанам. В Богослужебном уставе (Типиконе) нашла отражение древняя практика употреблять полученный артос во время субботней же трапезы. Однако сегодня по установившейся традиции люди уносят его домой и понемногу вкушают в течение всего года во время болезни. Как и просфоры, артос принято принимать натощак.
В молитве есть и такие слова: «Ибо и мы, раби Твои, в честь и славу, и в воспоминание славнаго Воскресения тогожде Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Имже от вечныя работы вражия, и от адовых нерешимых уз разрешение, свободу и преведение улучихом, пред Твоим величеством ныне во всесветлый сей, Преславный и спасительный день Пасхи, сей приносим…»
То есть мы приносим артос в дар Богу как символ Светлого Воскресения Христова. И освящение его на самой главной службе в году, когда и сами небеса отверсты, когда Спаситель находится среди нас, а Церковь небесная соединяется с Церковью земной в едином пасхальном славословии Господу за искупление-исцеление человечества, говорит нам о том, что артос – великая святыня, связанная с Воскресением Христовым. Потому относиться нужно к ней очень трепетно и бережно.
Зачем нам его хранить и вкушать? Об этом говорят слова молитвы на раздробление артоса «да вси вкушающии от него телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся благодатию и щедротами Твоего человеколюбия». Мы видим, что артос нам дается для нашего телесного и душевного здравия.
Еще в XIX веке святитель Иннокентий Херсонский в слове перед раздачей артоса подчеркивал: «Его должно употреблять с благоговением как святыню, но не следует придавать ему какое-нибудь большее значение. Некоторые думают, будто этот хлеб может заменять божественное Причащение Святых Христовых Тайн. Такое мнение — грешное, христианин должен знать и помнить, что ничто, никакая святыня не может заменить Пречистого Тела и Крови Господа нашего Иисусa Христа. Поэтому нет никакой надобности хранить целый год этот хлеб, как делают сие некоторые, приписывая артосу значение, какого он не имеет».
По материалам православных сайтов.