Великое константинопольское землетрясение 740 года
8 ноября Православная Церковь отмечает весьма необычную дату — в этот день празднуется не только память великомученика Димитрия Солунского, но также совершается молитвенное вспоминание великого и страшного землетрясения, которое было в Константинополе в 740 году. На фоне праздников, посвященных Господу нашему Иисусу Христу, Божьей Матери и святым, этот день выглядит довольно странно. Почему такой природный катаклизм, как землетрясение, оставил свой след в памяти Церкви? Какой духовный смысл видит православная традиция в этом событии? Осенью 740 года Константинополь и его окрестности сотрясли подземные толчки большой мощности. Они вызвали значительные разрушения. Были повреждены многие церковные и гражданские сооружения. Даже крепостной стене не удалось устоять перед грозной силой природного явления — несколько ее башен упали так же, как и прочие поверженные здания и памятники.
Землетрясение – явление природное: результат тектонических и вулканических процессов в недрах земли. Однако уже с библейских времен оно рассматривалось как проявление всемогущества Божия и знамение различных потрясений в жизни народов и царств. Землетрясением сопровождалась смерть на Кресте Иисуса Христа (Мф. 27:51) и Его воскресение (Мф. 28:2). Частые землетрясения являются признаком приближающегося Божьего Суда над миром (Мф. 24:7; Откр. 6:12; 11:13,19; 16:18).
Землетрясение 740 года нанесло Константинополю и его окрестностям огромный урон. Значительная часть населения осталась без крыши над головой. Многие люди погибли, причем смерть их ждала не только внутри зданий, но и на узких улочках столицы, где на них падали обломки стен и вырванные с корнем деревья. Едва удавалось начать расчистку, происходил новый толчок, и трагический сценарий повторялся снова и снова. По свидетельству хронистов того времени, толчки продолжались около года, из-за чего города, находившиеся в эпицентре, попросту не восстанавливали, и поэтому большинство людей жило под открытым небом в палатках. Все это порождало огромные проблемы, в том числе антисанитарию, из-за которой число жертв значительно возросло. Отстраивать разрушенные здания взялись лишь тогда, когда убедились, что толчки больше не повторяются.
Довольно часто одно и то же событие в разных условиях может оказывать совершенно разное влияние на людей и на ход истории. И порой менее значимая вещь, произошедшая в соответствующий момент, может повлиять на ситуацию в гораздо большей мере, чем вещь более значимая, но при этом случившаяся в другое время. Свою значимость землетрясение 740 года обрело из-за того, что как раз в эту эпоху всю Восточную Церковь сотрясала иконоборческая ересь — учение, которое запрещало создавать священные изображения и почитать их. В качество государственной доктрины иконоборчество ввел император Лев III Исавр. Его законодательная инициатива послужила началом церковно-государственной смуты в империи. Священные изображения христиан подвергались уничтожению, а люди, которым дороги были святые иконы, стали персонами нон-грата и могли быть даже безнаказанно убитыми. Еще более жестокую иконоборческую политику проводил сын Льва — Константин V Копроним, который взошел на престол после смерти отца летом 741 года.
Императоры Лев III Исавр и Константин V Копроним
Этот правитель прежде всего известен тем, что, кроме запрета на почитание святых икон, на общегосударственном уровне начал физические гонения на монашество и всех, кто сопротивлялся иконоборческим инициативам. Несмотря на то, что как официальная доктрина иконоборчество существовало уже более десяти лет, многие люди все еще сохраняли верность православию. На их поддержку оперся полководец Артавазд, поднявший против Константина восстание, узурпировавший трон и продержавшийся у власти около года. Для православных великое константинопольское землетрясение стало знаком Божьего гнева. Артавазду и его сторонникам удалось использовать стихийное бедствие в качестве доказательства собственной легитимности. В итоге его поддержали широкие слои православного населения, однако от политического поражения узурпатора это не спасло. И в ноябре 743 года Константин вернул себе контроль над всей империей, восстановив при этом иконоборческую политику.
Вообще, значимых землетрясений в истории Константинополя было несколько. Из их числа можно выделить по меньшей мере еще два аналогичных события, которые нашли отражение в церковной традиции. Это стихийные бедствия 438 и 557 года.
Первому из них мы обязаны появлением молитвы Трисвятое. Согласно преданию, после толчков и обширных разрушений верующие жители столицы стали обходить разоренные кварталы крестным ходом. Во время молитвенной процессии неведомая сила подхватила одного из детей и вознесла ребенка высоко в небо на глазах у тысяч изумленных людей. Когда у спустившегося обратно мальчика спросили об увиденном, подросток ответил, что встретил ангелов, непрестанно славящих Бога словами «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный». Умиленные горожане стали повторять произнесенные мальчиком слова, добавив к ним покаянную молитву: «Помилуй нас!» Уже через несколько лет эта молитва стала настолько популярной, что Халкидонский Собор 451 года окончательно закрепил ее в структуре богослужения и молитвенных чинопоследований Восточной Церкви.
Землетрясение 557 года знаменито своими масштабными последствиями. Это была серия толчков, самый сильный из которых произошел ночью 14 декабря. Поскольку большинство жителей спали, человеческие жертвы были ужасающими. Те, кому удалось выбраться из каменного плена, смешивались на улице в беспорядочную толпу. На свежем воздухе их ожидала новая напасть — ледяной ливень, крайне нехарактерный для этой местности. Многие спасшиеся жители стали искать убежища в сохранившихся зданиях, что приводило к давке и увеличивало число погибших. В те дни город пережил всплеск мародерства, грабежей и насилия. Только через пару недель властям удалось утихомирить разбушевавшуюся толпу. Весь город лежал в руинах, уцелевших зданий было мало. Также был частично разрушен храм Святой Софии — его купол рухнул, не выдержав собственной массы. Последствия этого стихийного бедствия Константинополь ликвидировал еще несколько десятилетий.
По свидетельству очевидцев, эти землетрясения (да и прочие тоже) сопровождались всплеском благочестия и покаяния. Богатые открывали перед пострадавшими свои жилища и запасы, храмы наполняли молящиеся. Стихийные бедствия будто встряхивали людей духовно, служили для них толчком к исправлению и изменению образа жизни. К сожалению, такое вразумление имело непродолжительный эффект, и спустя некоторое время жизнь в роскошной столице Византии возвращалась в привычное русло. Люди быстро забывали эти уроки, которые приносили с собой землетрясения и прочие природные катаклизмы. Но о них не забывала Церковь. Как бы суммируя весь полученный опыт, она в конечном итоге утвердила в своем календаре особый день памяти. Памяти о том, что человек в его нынешнем падшем состоянии не является властелином мира и повелителем стихий; что он уязвим перед лицом грозных сил природы; что все аспекты нашей жизни — полностью в руках Божьих и что только Он — настоящий распорядитель всего того, что нас окружает. Об этом говорят и богослужебные тексты, составленные в воспоминание об этих грозных и трагических событиях, которые видят в случившемся вразумление и попытку Бога достучаться до людских сердец, огрубевших под влиянием комфортного уклада жизни.
Во время Всенощного бдения накануне воспоминания землетрясения читают три паремии землетрясения (Ис.63:15—19, Вар.4:5 и Дан.9:15) — пророки говорят, что Бог сильной рукой может избавить от беды и наказания кающихся. В тропаре трясения Церковь просит Христа, как Владыку тварного мира, явить милость и избавить от угрозы «страшного труса»: «Призираяй на землю и творяй ю трястися, избави ны страшнаго труса прещения, Христе Боже наш, и низпосли нам богатыя милости Твоя молитвами Богородицы, и спаси ны». Кондак трясения начинается со слов: «Избави труса тяжкаго всех нас, Господи, и язвы нестерпимыя грех ради наших» и содержит просьбу к Христу, единой надежде живущих в городе, сохранить его от полной гибели. Акростих канона, составленного Иосифом Песнописцем, заключает в себе молитвенный призыв к Спасителю: «О Христе, земли колебание успокой скорее». Гимнографические тексты минейной службы 26 октября / 8 ноября входят также в Большой Требник, в собрание молитвословий на случай землетрясения.
Источники: Фома, Татарстанская Митрополия.