Тайная вечеря
В каждом православном храме над Царскими вратами помещается икона с изображением Тайной Вечери. В Евангелии мы читаем о том, что накануне Своих страданий Христос провел вечер со своими учениками. Ученики спросили Господа, где бы Он хотел совершить праздничную пасхальную трапезу. Господь указал, к кому в Иерусалиме ученики должны обратиться: «Пойдите и скажите ему: “Время Мое близко; у тебя буду праздновать Пасху с Моими учениками”».
Ученики сделали все, как им велел Иисус, и приготовили пасхальную трапезу. На этой трапезе присутствовали только Иисус Христос и двенадцать Его апостолов. Все они понимали, что происходит что-то особое, таинственное. «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания», — сказал ученикам Господь.
Пасха в ветхозаветной Церкви – это праздник воспоминания об исходе из Египта, из дома рабства, о первой ночи свободы. Вчерашние рабы, покидая Египет, обретают свободу, контуры которой им ещё не понятны. По иудейскому лунному календарю Пасха празднуется в один и тот же день, 15 нисана. По нашему лунно-солнечному – юлианскому или григорианскому – календарю этот день приходится на разные числа.
Однако между учениками возник спор, кто из них должен почитаться старшим. Господь прервал этот спор: «Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий». И, подавая Своим ученикам пример кротости и служения ближним, Господь встал, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце и умывальницу, начал умывать ноги Своим ученикам и отирать их полотенцем. Когда же Он умыл им ноги и надел одежду Свою, то, вернувшись за стол, сказал им: «Знаете ли, что Я сделал для вас? если Я, ваш Господь и Учитель, омыл вам ноги, то и вы должны умывать ноги друг другу».
Пасхальная трапеза шла своим чередом. Но тут Господь взял хлеб и, сотворив благодарственную молитву, благословил и подал Своим ученикам со словами: «Примите, ешьте, сие есть тело Мое, которое за вас предается». А после, взяв чашу и вновь вознеся благодарственную молитву, подал ее со словами: «Пейте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22:19).
Так было установлено великое Таинство Евхаристии. Господь за трапезой накануне Своей крестной смерти явил ученикам жертву, которую Он принесет за спасение людей. Это же чудо явления жертвы Христовой происходит и сейчас в каждом храме, где совершается Божественная литургия.
Своей собственной Кровью Господь скрепляет Новый Завет — вечный союз Бога и всего человечества. До Второго славного Пришествия Христова мы, христиане, приобщаясь Телу и Крови Христовым, не только соединяемся со Христом, но и объединяемся в единое тело со всеми теми, кто причащается вместе с нами. Это единое тело называется Церковью Христовой.