Крещение Христово

Праздник Крещения Господня установлен как воспоминание Евангельского события (Мф.3:13-17, Лк.3:31-22) о том, как Христос пришел на берег реки Иордан и крестился у пророка Иоанна Предтечи.

В связи с этим поступком Христа возникает множество вопросов.

  • Если Иоанн Предтеча крестил «в покаяние», как мог Христос креститься от него, если Ему не в чем было каяться?
  • Как мог больший (Христос) проявить послушание меньшему (Иоанну)?
  • Зачем вообще это было нужно, ведь, кажется, если бы Крещения Христова не было, это не повлияло бы на домостроительство нашего спасения?
  • Зачем во время Крещения является Дух в виде голубя, и почему звучит голос Отца?
  • Кто слышит этот голос – Иоанн или все люди?
  • Крещение Христово касается только Его или и нас тоже, и если да, то как?

Причины же Крещения Христа мы находим следующие:

1. «Представление» Христа Иоанном как Мессии

Первую причину объясняет нам сам Иоанн Креститель, говоря: «Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин.1: 31). Первая и основная причина Крещения – «представление» Христа Иоанном как Мессии и «Агнца Божиего», т.е. Искупителя мира.

2. Исполнить «правду»

Иисус говорит Иоанну о Крещении: «Так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф.3:15). Что значит исполнить «правду»? Это значит исполнить закон. Иоанн Златоуст называл Крещение Иоанново «последним законным установлением», которое должен был исполнить Христос, ибо Христос вначале исполняет обрядовый закон, а потом отменяет его. «Дело правды – бесстрастно принявшему на Себя человеческие немощи принять за людей и Крещение, чтобы загладить их грех», – объясняет этот момент преподобный Исидор Пелусиот.

3. Утвердить значение крещения Иоаннова

Крестившись от Иоанна, Христос стремился «утвердить значение крещения Иоаннова» (блаженный Иероним Стридонский). Дело в том, что Сам Христос впоследствии ссылался на Крещение Иоанново и напоминал евреям, что во время Крещения Иоанн исповедовал Его Мессией: «Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине» (Ин.5: 33).

Получается, Христос крестился в том числе и для того, чтобы иметь авторитетное подтверждение Своего мессианства из уст знаменитого пророка. Это было нужно не Христу, но маловерным иудеям. Свидетельство Иоанна должно было помочь им уверовать во Христа. И Сам Христос, видя духовную немощь евреев, помогал им напоминанием слов Предтечи.

4. Прообразовательное «установление таинства Крещения»

Крещение Христово – это прообразовательное «установление таинства Крещения» (святитель Иларий Пиктавийский).

«Он не нуждался в омовении, но, [напротив], Им должно было освятиться очищение в водах нашего крещения. Своим Божественным примером устанавливает и освящает новозаветное Таинство крещения… Как на Тайной вечере Он совершил и ветхозаветную пасху, и установил взамен нее новозаветное таинство Причащения, так и в Своем крещении: исполнив ветхозаветный обряд, Он положил начало новозаветному Таинству. В Своем крещении Он утопил грех праотца Адама» .

5. Христос «освящает водное естество»

В Крещении Христос «освящает водное естество, дарует водам благодатную силу, без которой воды крещения нашего никак бы не были способны очищать грехи человеческие». Этот смысл праздника говорит нам, что материя участвует в нашем спасении (отсюда и православное учение о таинствах). Чудо Великой Агиасмы также является предвестником будущего изменения мира, будущей славы и нетления.

6. Предочищает человечество

Крестясь, Христос «в Своем лице предочищает человечество в водах Иорданских».

7. Крещение – явление Пресвятой Троицы

Крещение – это явление Пресвятой Троицы. Бог Отец свидетельствовал о Сыне, воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святый сошел на Него в виде голубя. Крещение Христово – новозаветная теофания.

8. Крещение Христово – начало восстановления Царства Божия на земле.

Учитель Церкви Тертуллиан в своем слове “О Крещении” обращал на это внимание: что и первый мир творится при водах и парении Духа Святого, и второй мир Нового Завета творится при водах и действием Духа Святого, Богочеловечеством Иисуса Христа и волею Бога Отца.

Вообще во многих действиях и словах Христа можно увидеть ассоциации с творением мира. Господь пришел, чтобы обновить творение, «прежде падший восставити образ».

9. Крещение Христа на Иордане было образом Его искупительной смерти

Есть также и другой, таинственный смысл Крещения. Уже в преддверии Страстной седмицы Господь отвечает на просьбу двух учеников приобщить их к славе Его следующим образом: «Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?» (Мф. 20: 22). «Креститься крещением» в данном случае означает погрузиться в страдание и смерть. Таким образом, крещение Христа на Иордане было образом Его искупительной смерти.

10. Символ возвращения Святого Духа в человечество

Крещение Христово и особенно схождение Святого Духа в виде голубя – символ возвращения Святого Духа в человечество. Мысль принадлежит преподобному Нилу Синайскому: «И не подумай, что Христос, не имея Духа, принял Его: ибо Сам, как Бог, послал Его свыше, и Сам, как Человек, принял на Себя на земле. Посему от Него снисшел на Него Дух, от Божества Его на Его человечество».

Перед нами одна из тайн домостроительства нашего спасения. С ощущением этой тайны и, главное, с радостью о нашем Спасении во Христе встретим светлый праздник Крещения Господня.

По материалам: Православие.ру

Похожие записи