12 июня 1858 года в Санкт-Петербурге освящён Исаакиевский собор
Исаакиевский собор можно по праву считать ровесником Санкт-Петербурга. Его строительство задумал ещё Пётр І, который решил таким образом почтить преподобного Исаакия Далматского, в день святой памяти которого он родился. В 1710 году в Санкт-Петербурге появилась первая церковь во имя преподобного Исаакия Далматского. Церковь неоднократно перестраивалась, а существующий ныне Исаакиевский собор, на строительство которого ушло сорок лет (1818-1858 гг.), был торжественно освящён в день памяти святого — 30 мая (12 июня) 1858 г. Исаакиевский собор был провозглашён кафедральным собором Русской Православной Церкви.
Исаакиевский собор (официальное название Собор преподобного Исаа́кия Далма́тского), в просторечии называемый просто Исаакий — одно из наиболее высоких купольных сооружений в мире, его высота — 101,5 м, внутренняя площадь — более 4000 кв. м.
История Исаакиевского собора начиналась практически одновременно с историей Петербурга. Первой церковью, построенной в только что основанном городе, стала церковь на Заячьем острове, освящённая в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла — Петропавловский собор. Город стремительно рос, одной церкви было мало. Для рабочих Адмиралтейских верфей, которых к 1706 году уже насчитывалось около десяти тысяч, была необходима новая церковь неподалёку от верфей. Пётр I отдал распоряжение подобрать подходящее помещение для будущей церкви; было выбрано здание большого чертёжного амбара на Адмиралтейском лугу напротив ворот Адмиралтейства. Деньги на перестройку были выделены самим Адмиралтейским ведомством.
К 1710 году под руководством архитектора Германа ван Болеса было построено небольшое здание простой формы с колокольней и маленьким куполом над алтарной частью. Церковь была освящена в честь преподобного Исаака Далматского — византийского святого, на день памяти которого приходится день рождения Петра Великого, — так царь отдал дань уважения своему небесному покровителю. 19 февраля (1 марта) 1712 года в этой церкви Пётр I обвенчался со своей второй супругой Екатериной Алексеевной.
Довольно быстро, уже к 1717 году, здание церкви стало обветшало, да и для быстро растущего города стало мало. Было решено построить новое здание — в камне, а старое было разобрано. Для нового, второго здания церкви было выбрано место всего в 20 метрах от Невы, там, где сейчас красуется памятник Петру I (По другой версии, немного восточнее этого места). 6 (17) августа 1717 года Пётр I собственноручно заложил первый камень в основание новой церкви. Строительство шло под руководством Георга Маттарнови и Николая Гербеля.
Отличительным признаком нового здания было то, что церковь впервые в России имела в проекции форму креста. По внешнему облику второе здание Исаакиевской церкви напоминало Петропавловский собор. Это сходство ещё более усиливалось благодаря высокой колокольне с часами-курантами в третьем ярусе, привезёнными Петром I из Амстердама вместе с часами для Петропавловского собора. Облик как первой, так и второй церкви, как видим, сильно отличался от привычного нам вида Исаакиевского собора.
26 июня 1733 года от удара молнии сгорела колокольня, восстановительные работы вёл ван Болес — архитектор первой церкви. В этом же году колокольня была отстроена, а в следующем были сделаны и часы для церкви. В мае 1735 года очередной удар молнии вызвал пожар в церкви, и она серьёзно пострадала — так, что службы вести было невозможно. Работы по ремонту велись по проекту и под наблюдением архитектора Пьетро Трезини, однако, в процессе перестройки выяснилось, что потребуется гораздо больше изменений: вода Невы подтапливала здание церкви, расположенное в непосредственной близости от берега, грунт под зданием просел. Было решено разобрать церковь и построить новую в другом, более подходящем месте.
Указом Сената от 15 июля 1761 года архитектору Адмиралтейской коллегии Савве Чевакинскому было поручено проектирование нового здания. Проект не был воплощён в жизнь, но именно Чевакинскому принадлежит идея переноса здания подальше от Невы. Третье здание церкви было спроектировано Антонио Ринальди, торжественная закладка здания состоялась 8 августа 1768 года. Ринальди приступил к строительству, однако успел построить его только до карниза. После смерти Екатерины II, которая инициировала строительство, работы были приостановлены, и архитектор уехал за границу.
Вступивший на престол Павел I поручил достроить церковь Винченцо Бренне. Работы восстановились 1 апреля 1798 года. Первоначально Бренне придерживался проекта Ринальди, но недостаточное финансирование заставило его экономить, удешевляя строительство. Пришлось уменьшить размеры верхней части здания и главного купола и отказаться от возведения четырёх малых куполов, а также уменьшить высоту колокольни на один ярус. Кроме того, мрамор, предназначавшийся для облицовки церкви, пошёл на строительство Михайловского замка — резиденции новоиспечённого императора. Здание получилось непропорциональным, приземистым, мраморное основание венчали кирпичные стены, что вызывало недоумение и насмешки горожан.
30 мая (12 июня н.ст.) 1802 года многострадальный храм наконец-то был построен и освящён, однако, сразу по окончании работ его объявили несоответствующим парадной застройке центра города, и было решено его перестроить — уже в третий раз!
В 1809 году императором Александром I был объявлен конкурс на возведение нового храма. Среди его участников были лучшие зодчие своего времени — Андриан Захаров, Андрей Воронихин, Василий Стасов, Джакомо Кваренги, Чарльз Камерон. Однако ни один из их проектов не удовлетворил императора. История конкурса была удивительно похожа с аналогичным конкурсом на проект Казанского собора. Так же, как и в случае с предшественником, принимали участие именитые архитекторы, так же отвергались один за другим их проекты (предлагалось строить новое здание, а не переделывать старое), и так же неожиданно был выбран проект не участвовавшего в конкурсе малоизвестного зодчего.
Четвёртое здание собора было поручено строить молодому архитектору Огюсту Монферрану. Решение это было удивительным: большого опыта в строительстве у Монферрана не было, он зарекомендовал себя не постройками, а рисунками. Тем не менее, Александру I понравился его проект, и вскоре был подписан указ о назначении Монферрана «императорским архитектором». Спустя 9 лет после объявления конкурса наконец-то начались работы. 26 июня 1819 года состоялась торжественная закладка нового собора. Однако неопытность архитектора и его желание максимально использовать те фрагменты, которые остались от собора Ринальди, а также допущенные ошибки в расчётах вызвали суровую критику инженеров. Строительство пришлось приостановить.
В 1825 год Монферран спроектировал новое грандиозное здание в стиле классицизма. Его высота составляла 101,5 метра, а диаметр купола — почти 26 метров. В новом проекте, над которым работали, помимо Монферрана, архитекторы В. П. Стасов, А. И. Мельников, А. А. Михайлов-старший и другие, были учтены ошибки прошлых лет. Строительство шло крайне медленно, уже не широким фронтом, как в прошлый раз, а постепенно: составлялись подробные сметы, календарные планы и рабочие чертежи, чего раньше не делалось. Только на создание фундамента ушло 5 лет. По словам Монферрана, под фундамент было забито 12 130 еловых свай — работа долгая, тяжёлая и кропотливая.
Вырубку гранитных монолитов для колонн собора вели в каменоломне под Выборгом. Долго и кропотливо выбирали целые куски монолита, подходящие по размеру, без видимых повреждений, аккуратно вырубали монолит из породы, на специально изготовленных плоскодонных судах перевозили до пристани в Петербурге, где грузили на построенный для этих целей рельсовый путь и отвозили на строительную площадку для окончательной обработки. Применение этого рельсового пути на строительной площадке стало первым в России.
Любопытно, что колонны, вопреки сложившейся практике, устанавливали до того, как были построены сами стены собора — ввиду сложности их установки. Для этого были построены специальные леса. Установка одной 17-метровой колонны весом 114 тонн занимала около 40—45 минут. Монферран в своих записях отмечал, «что деревянная конструкция лесов… столь совершенна, что при всех сорока восьми установках колонн ни разу не было слышно даже простого скрипа».
Для облегчения купола без потери его прочности было решено сделать его не кирпичным, который изначально планировалось, а полностью металлическим. При этом было использовано 490 тонн железа, 990 тонн чугуна, 49 тонн меди и 30 тонн бронзы. Образцом послужил купол лондонского Собора Святого Павла, спроектированный Кристофером Реном. На золочение купола ушло более 100 килограммов золота. Золочение куполов собора в 1838—1841 годах проводилось методом огневого золочения. В процессе получили отравление парами ртути и скончались 60 мастеров. Всего в строительстве собора приняло участие 400 000 рабочих — государственных и крепостных крестьян. Судя по документам того времени, около четверти из них умерло от болезней или погибло в результате несчастных случаев.
К 1842 году строительство храма закончилось, и начались декоративные и отделочные работы, которые продолжались ещё 16 лет. В скульптурном оформлении храма под руководством Ивана Витали участвовали Филипп Оноре Лемер, Петр Клодт и Александр Логановский. Собор был украшен бронзовыми рельефами с изображениями библейских сцен, статуями двенадцати апостолов и ангелов.
Внутри храм был отделан ценными породами камней — лазуритом, малахитом, порфиром, разными видами мрамора. Над росписью собора работали главные художники своего времени: Федор Бруни написал «Страшный суд», Карл Брюллов — «Богородицу во Славе» в плафоне, площадь этой росписи более 800 квадратных метров.
Иконостас собора выстроили в виде триумфальной арки и украсили монолитными малахитовыми колоннами. Иконы были выполнены в технике мозаики. Это было связано с тем, что климатические условия внутри собора (высокая влажность, перепад температур и отсутствие вентиляции) были неблагоприятны для сохранения росписей. По предложению архитектора Лео Кленце в интерьер собора был включён витраж — элемент декора католических церквей. Исаакиевский собор иногда называют музеем цветного камня. Внутренние стены его облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. При строительстве было использовано 43 породы минералов.
На момент строительства Исаакиевский собор стал самым дорогим храмом в Европе. Только на закладку фундамента ушло 2,5 миллиона рублей. Всего же Исаакий обошелся казне в 23 миллиона рублей.
Торжественное освящение собора состоялось 30 мая (12 июня н.ст.) 1858 года, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, в присутствии императора Александра II и членов императорской семьи. Длилось мероприятие около семи часов. Вокруг собора располагались зрительские места, билеты на которые стоили немалых денег: от 25 до 100 рублей. Предприимчивые горожане даже сдавали квартиры с видом на Исаакиевский собор, откуда можно было наблюдать за церемонией. За непривычный внешний вид собора горожане в первое время звали его чернильницей. Новое здание собора — в этом виде мы его знаем сейчас — вмещает до 12 тысяч человек (Монферран рассчитывал на вместимость в 7 тысяч — учитывая пышные юбки дам).
Строительство собора овеяно разными легендами. По одной из них, Монферрану предсказали смерть по завершении строительства собора, поэтому он не спешил с возведением здания — строительство растянулось на сорок лет. И в самом деле, архитектор скончался через месяц после освящения собора. Завещание архитектора — похоронить его в соборе — не выполнили: гроб с телом был передан вдове, которая увезла останки в Париж, на родину зодчего. Ходили слухи, что призрак усопшего бродил вокруг собора, не решаясь войти внутрь.
Согласно ещё одному прорицанию, дом Романовых должен был пасть после снятия строительных лесов, которые окружали собор еще долгое время после освящения. Окончательно леса сняли в 1916 году, а, как мы знаем, в марте 1917 года Николай II отрекся от престола.
После революции храм и всё его имущество были национализированы; в мае 1922 года из него вынесли всю церковную утварь, около 45 кг золота и более 2 тонн серебра, а настоятель протоиерей Леонид Богоявленский был арестован.
В 1928 г. службы были прекращены, и здесь открылся один из первых антирелигиозных соборов в стране. В годы Великой Отечественной войны подвалы храма служили хранилищем для произведений искусства, которые везли сюда со всех дворцов и музеев. С 1931 года по 1986 год внутри храма, который приобрёл статус музея в 1948 году, функционировал маятник Фуко, который благодаря длине нити 98 метров наглядно демонстрировал вращение Земли.
В 1990 году в соборе были возобновлены церковные службы, тем не менее, он остаётся важным культурным объектом со статусом музея. В 2018 году Исаакиевский собор по итогам голосования выбран православным символом Петербурга.
Источник: Анна Попова