25 мая 1828 года был заложен Троицкий Измайловский собор в Петербурге
Один из красивейших храмов Северной столицы — Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-Гвардии Измайловского полка, в обиходе называемый просто Троицким собором. Высокий белый храм с пятью синими куполами, выполненными в форме полусферы, усыпанными бронзовыми звездами и золочёными крестами, выглядит нарядно и торжественно. Главный купол храма можно заметить почти за 20 километров.
Собор был торжественно заложен 26 (13) мая 1828 года Митрополитом Петербургским и Новгородским Серафимом в присутствии Императрицы Марии Феодоровны и цесаревича Александра Николаевича (будущего Императора Александра II).
Собор возводился в честь Святой Живоначальной Троицы, и строился он для императорского полка, не знавшего поражений на поле боя – лейб-гвардии Измайловского полка. Сам полк был сформирован Высочайшим указом Императрицы Анны Иоанновны 22 сентября 1730 года и был третьим после Преображенского и Семёновского полков. Наречён полк был по месту жительства Императрицы – селу Измайловскому, недалеко от Москвы. Казармы полка размещались на месте современных Красноармейских улиц: так, 1-я Красноармейская была 1-я Рота Измайловского полка и т.д.
Своей церкви полк не имел, так что солдатам и офицерам приходилось посещать другие приходы. В сентябре 1732 года в Петербург была доставлена походная церковь, на лугу у речки Фонтанки собрана и освящена 12 (25) июля 1733 года, вскоре после прибытия полка в Санкт-Петербург. Этот храм-шатёр стоял лишь летом, на зиму его разбирали. В 1742 году полк переместился выше по реке, и в новопостроенной Измайловской слободе была собрана деревянная церковь, но она оказалась недостаточно просторной.
В конце 1752 года полк подал Императрице Елисавете Петровне всеподданнейшую просьбу начать строительство новой церкви. Епископом Сильвестром (Кулябкой) был заложен новый деревянный пятиглавый храм с приделом мученика Иоанна Воина на месте современного собора, 1 (14) июня 1756 года храм был освящён. Однако 7 ноября 1824 года церковь св. Троицы была необратимо повреждена наводнением — вода, доходившая до половины высоты Престола, перебила все окна, разломала ограду, амвон, пол храма, замочила ризницу.
Решение построить для Измайловского полка каменный собор взамен обветшалой деревянной церкви принял император Николай I. В высочайшем рескрипте, данном 2 октября 1827 года, государь отмечал: в память о том времени, когда он командовал лейб-гвардии Измайловским полком, он желает построить новую церковь на деньги Кабинета его императорского высочества. Николай I хотел, чтобы новый храм, как и деревянная Троицкая церковь, имел три придела: главный – в честь Святой Троицы, южный — святой равноапостольной Марии Магдалины, северный – святого мученика Иоанна Воина. Вмещать собор должен был 3000 человек.
Руководили строительством три человека: сам император, автор проекта архитектор Василий Петрович Стасов и инженер Петр Петрович (Пьер-Доминик) Базен, глава Комитета для строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге. Николай I лично контролировал весь процесс, утверждал проекты, что порой серьёзно усложняло работу – уже готовые решения приходилось переделывать, сообразуясь с художественным вкусом государя. Впрочем, иногда зодчим удавалось отстаивать свою точку зрения.
Торжественная церемония закладки Свято-Троицкого Измайловского собора состоялась в день полкового праздника Пятидесятницы 26 (13) мая 1828 года. Ни император, ни его супруга не присутствовали – из-за войны с Турцией Николай I должен был сопровождать войска. Императрица Александра Фёдоровна путешествовала по югу страны. На торжество пожаловала только вдовствующая императрица Мария Фёдоровна с внуком, будущим императором Александром II. Военное командование представляли главнокомандующий граф П.А.Толстой, военный генерал-губернатор П.В.Голенищев-Кутузов, бывший командир полка генерал-адъютант М.Е.Храповицкий. Митрополит Санкт-Петербургский Серафим (Глаголевский) совершил молебен. Первый камень в основание нового храма положила вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. Присутствующие положили в основание храма «приготовленные на сей случай нового чекана платиновые монеты». От Измайловского полка присутствовал только 3-й батальон. Два другие встретили этот день в Турецком походе.
Разрабатывая проект Свято-Троицкого Измайловского собора, Василий Стасов руководствовался идеей триумфа России и русской армии. Величественный храм своими огромными размерами уступал только Исаакиевскому собору, который уже строился в это время в Петербурге. Возведение собора для Измайловского полка стало крупнейшей стройкой Санкт-Петербурга второй четверти XIX века.
Согласно плану, собор представлял собой равносторонний крест с нетрадиционным расположением глав – по осям креста. Венчал постройку массивный центральный барабан. Работы велись семь лет и были полны неприятных сюрпризов. Из-за ошибки в расчётах в августе 1830 года 16 колонн, на которые приходилась нагрузка от купола, дали трещину. Из-за этого ЧП Василий Петрович Стасов решением Николая I был отстранён от работы и посажен на сутки на гауптвахту. Петру Базену пришлось решать инженерную задачу по укреплению колонн и устойчивости главного купола. Исправление недочётов продолжалось более года.
Но на этом проблемы не закончились. В апреле 1832 года была завершена обшивка купола, а в мае установлена золочёная глава и крест. Центральный купол украсили 280 золочёных звезд, малые – по 208. К концу ноября купол был освобожден от строительных лесов, но уже через три месяца – в ночь на 23 февраля 1833 года — главный купол сорвало бурей. Была повреждена одна из малых глав. Лишь по счастливой случайности никто из людей не пострадал. Комиссия из знаменитых инженеров, математиков, архитекторов нашла целый ряд конструктивных ошибок, допущенных Стасовым при проектировании купола и послуживших причиной катастрофы. Архитектор снова был наказан – пять суток гауптвахты и внесение записи о случившемся в личное дело. Петру Базену было поручено разработать новый проект купольной системы.
Купола деревянной церкви были зелёными, это был исторический цвет Измайловского полка, однако, в новом соборе Николай I пожелал заменить зелёную окраску на голубую с золотыми звёздами «как в Москве на Архангельском и в Твери на Тверском соборе».
Для написания икон Василий Стасов пригласил маститых художников: ректора Академии художеств Василия Шебуева, профессора Алексея Егорова, бывшего профессора Андрея Иванова (отца знаменитого художника Александра Иванова), академика Василия Сазонова и других.
25 мая 1835 года, накануне праздника Троицы, главный престол собора был торжественно освящён митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым), в тот же день были освящены северный придел в честь святого мученика Иоанна Воина (архим. Нилом (Исаковичем)) и южный придел в честь святой равноапостольной Марии Магдалины (архим. Феодотием (Озеровым)).
В соборе, который служил в качестве главной гарнизонной церкви города, хранились военные трофеи, полученные во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов. В память о павших на войне офицерах их имена были высечены на мраморных досках, вывешенных в Троицком Измайловском соборе.
В 1886 году перед храмом был установлен монумент, выполненный по проекту архитектора Д. Гримма. Он представлял собой несколько рядов турецких пушек, увенчанных фигурой «Слава».
В 1894-95 гг. напротив храма была выстроена часовня святого Александра Невского по проекту С. П. Кондратьева. Часовня была посвящена памяти двух чудесных событий: спасения императорской семьи во время крушения поезда в Борках в 1888 году и спасения будущего императора Николая II в Японии. Часовня была закрыта в 1924 году. В годы Великой Отечественной войны снарядом был сбит купол, а затем в ней размещались кафе и склад. Работы по восстановлению начались в августе 1998 года, а 26 ноября она была освящена митрополитом Владимиром (Котляровым).
Несмотря на то, что собор являлся полковым храмом, он полюбился и гражданскому населению. Известно, что к концу XIX в. в соборе исповедовалось до 7-8 тысяч человек в год. В соборе 15 февраля 1867 года состоялось венчание Ф. М. Достоевского с А. Г. Сниткиной, а 6 ноября 1894 года — отпевание А. Г. Рубинштейна.
Фёдор Михайлович дважды снимал в Петербурге квартиры возле собора, долгое время был его прихожанином. Храм настолько ему полюбился, что венчаться решил именно в нём, несмотря на то, что в тот период жизни жил от него далеко. Впоследствии чета Достоевских снимала квартиру неподалёку от храма — во 2-й роте Измайловского полка, в доме генерала Мевес. Любопытно, что в этом же доме впоследствии жил настоятель храма протоиерей Михаил Чельцов, расстрелянный большевиками во время «красного террора» и причисленный Церковью к лику мучеников и исповедников российских.
При соборе было создано Общество вспоможения бедным, в состав которого вошли причт собора, командир и офицеры полка и состоятельные прихожане. Число членов общества в разные годы составляло от 120 до 140 человек. Членом-благотворителем Общества с 1893 г. стал святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он вносил значительные средства в благотворительный фонд. Активно помогал Обществу и великий князь Константин Константинович.
Революция 1917 года перевернула привычный уклад жизни всей страны, перемены коснулись и Церкви. Измайловский полк прекратил своё существование, его казармы заняли полки Красной Армии, полковое духовенство было упразднено. В 1922 году началось изъятие церковных ценностей в пользу голодающих, а по сути — разграбление храмов, затронувшее и Измайловский собор. Часть священников были расстреляны, часть — приговорены к тюремному заключению. В их числе был и настоятель храма протоиерей Михаил Чельцов, будущий священномученик. Троицкий храм был захвачен обновленцами.
В 1925 году из собора вывезли знамена лейб-гвардии Измайловского полка, трофейные турецкие флаги и ключи от взятых турецких крепостей и городов – Карса, Баязета, Лемотика и др. В дальнейшем были утрачены и вмонтированные в стены мраморные доски с именами погибших офицеров-измайловцев. В 1928 года решением районных властей была демонтирована колонна «Воинская Слава» – как «символ российского милитаризма» и препятствие для трамвайного движения, в 1930 году она была отправлена на переплавку, уничтожены все трофейные орудия.
Очередной кровавой страницей истории Троицкого собора стали массовые аресты в 1930-31 гг. бывших царских офицеров — прихожан храма, которых обвинили в создании контрреволюционной группы. По сфабрикованным делам они были отправлены в лагеря, многие расстреляны.
В 1932 году большевики решили уничтожить собор, планировали на его месте построить театр для рабочих. Прихожане отстояли храм. А пока власти думали, под какие нужды переоборудовать здание собора (одной из идей, к счастью, нереализованной, было размещение в его стенах крематория), скрывая эти планы от верующих, прихожане осуществляли дорогостоящий ремонт уже сильно обветшавшего здания храма.
В это трагическое время собор единственный раз за свою историю был кафедральным. Такое решение в декабре 1933 года принял митрополит Алексий (Симанский), будущий Патриарх Алексий I. В тот год он возглавил Ленинградскую епархию, а поскольку Троицкий собор Александро-Невской лавры к тому времени был уже закрыт, владыка перенёс кафедру в Измайловский собор. Статус кафедрального собор Пресвятой Троицы, как он тогда назывался, носил до своего закрытия весной 1938 года.
Через год после закрытия пустующее здание передали театру им. Ленсовета для организации декоративной мастерской. Все реликвии собора, которые к тому моменту удалось сохранить, были переданы в разные музеи.
В годы блокады здание использовалось для хранения трупов умерших от голода ленинградцев. По воспоминаниям блокадников, храм почти целиком был заполнен телами мёртвых. В подвалах устроили бомбоубежище, некоторое время там проживали бойцы располагавшейся неподалеку зенитной батареи. В 1941-1944 собор пострадал от артобстрелов, серьёзный вред был нанесён куполам и западному фасаду.
Дважды — в 1952-1956 гг. и в 1966-1967 гг. — проводились реставрационные работы, устранявшие последствия артобстрелов. Вплоть до 1990-х годов здание собора использовалось под склад. Несмотря на то, что официально здание было признано памятником архитектуры и охранялось государством, из-за неправильной эксплуатации оно обветшало. Были повреждены детали лепнины, частично осыпалась роспись. В неотапливаемом здании часто собирались подростки и бездомные, устраивавшие в нём пожары.
Летом 1990 года представителями ленинградской интеллигенции была создана община Троицкого собора, 3 сентября благословлённая митрополитом Иоанном (Снычевым) на восстановление собора. В считанные дни была установлена центральная часть временного иконостаса. 8 сентября, в день Сретения Владимирской иконы Божией Матери, первый настоятель храма протоиерей Стефан Дымша совершил первую литургию после долгого перерыва.
Начались долгие восстановительные работы: по сути, приходу передали голые стены, в подвалах стояла вода, отопление отсутствовало, в зимнее время богослужения проходили при отрицательных температурах. Иконы и церковную утварь передали из Музея истории религии, многие иконы жертвовали прихожане. Реставрационные работы проводились в 1996-1997 гг., в 2000 году была проведена масштабная работа по обустройству части подвального помещения собора, в котором был открыт сводчатый «Славянский зал» для встреч с воинами и проведения торжественных мероприятий.
В 2003 году в день своего престольного праздника Пятидесятницы собор получил в дар от президента Российской Федерации В. В. Путина икону Пресвятой Троицы работы мастеров Северо-Запада Руси XV века. Старинный образ был выкуплен за границей, куда попал после революции. Икона стала самой почитаемой святыней храма.
1 октября 2005 года была торжественно открыта и освящена воссозданная триумфальная колонна «Воинская Слава». Освящение колонны совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров). В памятный день прошёл парад частей военного гарнизона, курсантов и кадетов военных училищ Санкт-Петербурга. Организаторы постарались как можно точнее воспроизвести протокол первоначального парада в 1886 года.
25 августа 2006 года в 17:15, прямо во время вечернего богослужения, загорелись строительные леса центрального купола — второго по величине деревянного купола в Европе. По свидетельству очевидцев, возгорание случилось одновременно в трёх местах на разной высоте, что вызвало подозрения в умышленном поджоге. Богослужение не было прервано, но с допустимыми сокращениями завершено по уставу. Началась операция по эвакуации прихожан и спасению святых икон и богослужебной утвари. Площадь быстро заполнялась людьми: кто-то помогал выносить утварь из храма, кто-то плакал, кто-то молился…
Огонь быстро распространялся, раскалился каменный свод купола. Огнеборцы разводили руками: лестницы ни одной пожарной машины не доставали до купола храма, высота которого составляет 80 метров. Пришлось задействовать вертолёты МЧС; первые попытки погасить очаг возгорания были неудачными: вертолёты сбрасывали воду мимо, мешал порывистый ветер и плохая видимость из-за столбов дыма, и только с третьего захода пилотам удалось «пристреляться» и наконец начать полноценное тушение огня. Только к 23 часам огонь удалось локализовать, но проливка и разборка дымящихся конструкций продолжалась до утра.
Пожар нанёс собору колоссальный ущерб. Возгорание внутри здания и обвал каменного свода центрального купола удалось предотвратить, но полностью сгорел деревянный центральный купол проекта инженера Базена, прослуживший 170 лет. Пострадали и четыре малых купола, интерьер храма, конструкции: колонны, полы и т.д.
Драматизм ситуации состоял в том, что до последнего момента не было ясно: выдержит ли кирпичный свод собора, толщина которого составляет всего 40 сантиметров, чудовищной силы жар. Если бы свод обрушился внутрь собора, туда же проник бы и огонь. Разрушения в таком случае были бы поистине катастрофическими. Кирпичный свод раскалился докрасна, но натиск огня выдержал. Впоследствии специалисты, обследовавшие купол, обнаружили, что он был создан архитектором с применением неведомых дотоле потрясающих секретов инженерного искусства, предохранивших его в дни пожара от разрушения.
Несмотря на постигшее собор бедствие, богослужения не прерывались ни на один день. Уже на следующее утро, пока ещё шла проливка тлеющих конструкций храма, была совершена литургия на открытом воздухе на паперти храма. Как только появилась возможность совершать богослужения в соборе, они были перенесены внутрь.
Сразу же после ЧП был объявлен сбор денег на восстановление святыни. Общая беда сплотила людей: на призыв откликнулись частные лица, организации, другие приходы. Крупные пожертвования сделали Патриарх Алексий II и даже глава римско-католической церкви Папа Бенедикт XVI. Работу по восстановлению Свято-Троицкого Измайловского собора, являющегося памятником архитектуры, координировало правительство Петербурга.
Ликвидация последствий пожара завершилась к концу 2007 года. Несколько лет велось следствие, версия поджога не подтвердилась. 27 мая 2008 года – в день основания Северной столицы – были открыты восстановленные и отреставрированные малые купола Свято-Троицкого собора. А 9 октября 2008 года на главный купол собора был установлен крест. Это событие стало символом возрождения храма. Этот 9-метровый крест стал точной копией своего предшественника, венчавшего храм с 1835 года и погибшего во время пожара.
В 2011 году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в собор была навеки принесена святыня – частица мощей св. блж. Матроны Московской. Позднее рядом с мощами блаженной Матроны были помещены ковчежцы с частицами мощей святых благоверных Петра и Февронии Муромских и святых Учителей Вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В Троицком Измайловском соборе находится самая старинная икона, которая вообще есть в петербургских православных храмах — икона Святой Живоначальной Троицы. Образу уже более 600 лет, он был написан в 1406 г.
Собор является памятником архитектуры федерального значения, охраняется государством. Внесён в охранный реестр ЮНЕСКО.
Текст: Анна Попова.