35-тилетие со дня прославления святой блаженной Ксении Петербургской
Среди множества людей, которых можно было встретить в Петербурге XVIII века, особенно выделялась одна женщина. Все в ее облике казалось странным: она была одета в зеленую кофту и красную юбку и в любую погоду носила прохудившиеся ботинки на босу ногу. Даже само ее имя — Ксения — в переводе с греческого означало “странница”, однако она не отзывалась, когда ее окликали по имени, и просила называть ее другим именем. Это была Великая Угодница Божия — Блаженная Ксения Петербургская. Вот ее история.
Будучи молодой девушкой, она вышла замуж за придворного певчего Андрея Федоровича Петрова, состоявшего в звании полковника и была счастлива в этом браке, однако их семейное счастье длилось недолго. Ксении было всего 26 лет, когда ее супруг скоропостижно скончался. Смерть любимого мужа потрясла ее, но особенно тяжело Ксении, как человеку глубоко верующему, было сознавать, что ее супруг перешел в жизнь вечную без должного приготовления. Нередко бывает, что земное счастье может затмить радость благодатного Богообщения, столь же часто и сильное горе повергает человека в пучину всепоглощающего уныния. Но Святая Ксения не забывала о Боге ни в радости, ни в горе. Потеряв мужа, она совершила великий подвиг любви к супругу: она посвятила всю свою жизнь одной единственной цели — Богоугождению, и из всех возможных путей она избрала наиболее тернистый — подвиг юродства Христа ради.
Понимая, что смерть мужа была далека от идеала христианской кончины, Святая Ксения решила угождать Господу как бы от лица своего почившего супруга. В день похорон Блаженная Ксения оделась в костюм мужа и стала всех уверять в том, что Андрей Федорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна.
Познав через смерть любимого мужа всю непостоянность и призрачность земного счастья, Ксения всем сердцем устремилась к Богу и только у Него искала покровительства и утешения. Земные, скоропреходящие блага перестали иметь для нее какую-либо цену. У Ксении был дом, но она передала его одной знакомой с условием давать в нем приют беднякам. Сама же, не имея пристанища, скиталась среди бедняков Петербурга, а по ночам уходила в поле, где проводила время в горячей молитве. Некоторые из родных Ксении хотели устроить ее у себя и снабдить всем необходимым для жизни, но блаженная отвечала им: «Мне ничего не надо». Она была рада своей нищете и, приходя куда-нибудь, порой замечала: «Вся я тут».
Когда костюм Андрея Федоровича истлел и распался, Святая облачилась в лохмотья. И, если ей предлагали в виде подаяния одежду, она отказывалась. Брала лишь зеленую кофточку и красную юбку (или наоборот) в память о цветах форменной одежды мужа. Ее странный бедный костюм, иносказательные разговоры, полная кротость и незлобие давали нередко злым людям, особенно уличным мальчишкам, повод глумиться и смеяться над ней. Но перед духовным взором Блаженной Ксении всегда был образ Страдальца-Христа, безропотно сносившего поругания, оплевания и побои, и Блаженная безропотно сносила все обиды и насмешки.
Чувствуя величие духа блаженной Ксении, петербургские жители любили ее. Если Ксения входила в чей-то дом, это считалось хорошим признаком. Матери радовались, если она поцелует ребенка. Извозчики просили у блаженной позволения немного провезти ее, так как после этого выручка была обеспечена на целый день. Торговцы на базарах старались дать ей калач или какую-нибудь еду. И если блаженная Ксения брала что-либо из предложенного, то весь товар продавца быстро раскупался.
Бродя целыми днями по грязным, немощеным улицам Петербурга, Ксения изредка заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась странствовать. Где она проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным. Этим заинтересовались не только жители Петербургской стороны, но и местная полиция, для которой неизвестность местопребывания Блаженной по ночам казалась даже подозрительной. Решено было во что бы то ни стало разузнать, где проводит ночи эта странная женщина и что она тогда делает. И жители Петербургской стороны, и местная полиция сумели удовлетворить свое любопытство и успокоиться. Оказалось, что Ксения, несмотря ни на какое время года, несмотря ни на какую погоду, уходит на ночь в поле, коленопреклонно становится здесь на молитву и не встает уже с этой молитвы до самого восхода солнца, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны света.
В другой раз рабочие, производившие постройку новой каменной церкви на Смоленском кладбище, стали замечать, что ночью, во время их отсутствия, кто-то натаскивает на верх строящейся церкви целые горы кирпича. Долго дивились этому рабочие, долго недоумевали, откуда берется кирпич на верху строящейся церкви. Наконец, решили разузнать, кто мог быть этот даровой, неутомимый работник, каждую ночь таскающий для них кирпич. Оказалось, что этот неутомимый работник была раба Божия Блаженная Ксения. …Может быть, много и других, неведомых миру подвигов совершала Блаженная. К сожалению, при ней не было никого, кто мог бы быть свидетелем этих подвигов. В одиночестве совершала она жизненный путь свой…
У Ксении был дар прозорливости. Накануне Рождества 1762 года она ходила по Петербургу и говорила: «Пеките блины, завтра вся Россия будет печь блины». На другой день императрица Елизавета Петровна скоропостижно скончалась. За несколько дней до убиения царственного юноши Иоанна VI, который в младенчестве был провозглашен Русским императором, блаженная плакала и повторяла: «Кровь, кровь, кровь». Через несколько дней после неудачного заговора Мировича юный Иоанн был убит.
После смерти мужа Блаженная Ксения прожила 45 лет. За великие подвиги и удивительное смирение Господь удостоил ее дара прозорливости. Так, она предсказала время кончины императрицы Елисаветы Петровны, помогла одной девице избежать брака с беглым каторжником, выдававшим себя за убитого им полковника. Еще при жизни Блаженная Ксения почиталась как великая Святая, и после смерти к ее могилке на Смоленское кладбище продолжают приходить многочисленные богомольцы за помощью и утешением.
В 35-ю годовщину канонизации Русской Православной Церковью святой блаженной Ксении на Смоленском кладбище открыли памятник святой . Монумент был установлен рядом с часовней на месте, где она была похоронена. Открытие памятника было приурочено ко дню, когда в 1988 году РПЦ причислила блаженную, юродивую дворянку к лику святых. В этот день петербуржцы традиционно приходят на Смоленское кладбище, чтобы просить чуда у блаженной Ксении. Несмотря на будний день, возле захоронения образовалась длинная очередь.