Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня
Начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери, а его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово «Происхождение» означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня.
Праздник Происхождения или изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня первоначально сложился в Византии. В августе из-за жаркого климата страны, там часто случались эпидемии. Для того чтобы избежать болезни, из церкви стали выносить для поклонения верующих распятие — Честной Крест Господень. Его проносили по местности крестным ходом. Слово «происхождение» в названии праздника как раз указывает на это и является несколько неточным переводом с греческого. В этот день в храмах на Утрене после великого славословия происходит вынос Креста, чтобы каждый желающий мог поклониться Святому Кресту. После происходит малое водосвятие.
В Русской Церкви этот праздник соединился с празднеством Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Он был установлен по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и честного креста. Чудо случилось во время сражения святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами в 1164 году. Это первый из трех праздников Всемилостивому Спасу, которые совершаются в августе. В народе он получил название — «медовый Спас» или «мокрый Спас», в честь освящения мёда и малого освящения воды, которое происходит в этот день. Второй «Спас» — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа празднуется 19 августа. А третий — перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа приходится на 29 августа. Эти три праздника как бы связуют весь Успенский пост.
Название «Медовый Спас» связано с тем, что на Руси в этот день пчеловоды подрезывали ульи с медом и несли соты нового сбора для освящения в церковь. После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый Спас и нищий медку попробует». Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда в этот день — это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм. Поэтому сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается православной церковью в этот день.
Само название «Спас» указывает на то, что эти праздники связаны со Спасителем мира, Господом нашим Иисусом Христом, и напоминают нам о необходимости веры в Него. Примечательно, что кроме религиозного, празднование этих событий имеет также измерение народной жизни, откуда и возникли наименования трех Спасов. Получив хороший урожай, люди несли его символическую часть в храм как знак благодарности Богу. Не случайно в народе существует пословица: «Без Бога ни до порога». Но главное выражение нашей благодарности заключается в покаянии, молитве, приобщении Святых Христовых Таин. Церковный народ это хорошо знал.