Язычники о Христе
Промысел Божий приготовлял языческие народы к пришествию Христа, к восприятию дара спасения и внешними путями. После успешных завоеваний Александра Македонского начинается эпоха эллинизма — синтез греческой и местных восточных культур. Это привело к преодолению языковой и культурной замкнутости между греко-римским миром и народами Ближнего Востока.
Греческий язык к I веку до Р.Х. становится международным. Перевод с еврейского языка на греческий книг Ветхого Завета в III веке до Р.Х. был особым делом Божественного попечения о спасении язычников. Однако, для иудеев эллинизация была своего рода рабством. Священное Писание стало доступно для всех образованных и внимательных к духовным вопросам людей. Иудеи, жившие в рассеянии по всему Средиземноморью, оказали активное религиозное влияние на язычников, среди которых жили. Они знакомили их с библейскими пророчествами. В книге Деяний святых апостолов рассказывается о евнухе Эфиопской царицы Кандакии, который в дороге читал книгу Пророка Исаии. Когда святые апостолы вышли на проповедь, многие язычники обратились ко Христу.
Святые отцы писали об особом значении философии для приготовления язычников к будущему принятию христианства. Лучшие представители эллинской философии учили любви к мудрости и истине. Мученик Иустин, святители Василий Великий, Иоанн Златоуст и другие святые отмечали у представителей греческой мысли глубокие предчувствия и прозрения об истинном Боге. Климент Александрийский писал: «Философия нужна была грекам ради праведности, до прихода Господа…Возможно даже, что философия была дана грекам непосредственно, ибо она была «детоводителем» эллинизма ко Христу — тем же, чем и Закон был для евреев».
Ранняя христианская литература довольно часто ссылается на женщин-пророчиц, которые являются сивиллами Христа. Сивиллы в античной культуре считались прорицательницами, способными видеть будущее. Изначально Сивиллой звали только одну предсказательницу. Но с течением времени имя собственное стало нарицательным и у Сивиллы появились тезки-последовательницы. Римский учёный-энциклопедист и писатель Марк Теренций Варрон, живший в I веке до Рождества Христова, насчитал десять сивилл, распределённых по различным регионам ойкумены, а также расположил их в хронологическом порядке, так что в его списке значатся персидская, ливийская, дельфийская, киммерийская, эритрейская, самийская, куманская, эллеспонтийская, фригийская и тибуртинская сивиллы. Сивиллы – это языческая параллель ветхозаветным пророкам; считается, что задолго до Рождества Христова они предсказали явление Мессии – Спасителя Мира.
Сивилла Эритрейская. Эта сивилла о Троянской войне предсказала грекам, что Троя погибнет, и что поэт Гомер будет писать ложь. В числе других сивилл она считается давшей многие совершенно ясные предсказания о Христе. Эритрейская сивилла написала нечто, ясно касающееся Христа, что прежде читали и мы на латинском языке, изложенное в плохих латинских стихах каким-то, как впоследствии мы узнали, неискусным переводчиком. Ибо Флакциан, муж знаменитейший, бывший даже проконсулом, человек весьма красноречивый и многомудрый, когда мы разговаривали с ним о Христе, показал нам греческий кодекс, говоря, что это – предсказание Эритрейской сивиллы, и указал в нем одно такое место, в котором начальные буквы стихов расположены в таком порядке, что из них составляется фраза: «Иисус Христос Сын Божий, Спаситель».
Своё название первого акростиха составляют на греческом языке 5 греческих букв: ихтис – то есть рыба.
Вседержитель, невидимый, всевидящий.
Сам же невидимый ни для какой смертной плоти.
Потом в другом месте опять говорит:
Мы же от пути Бессмертного заблудились,
И изделия рукотворные неразумным словом почитаем,
«Он предаст себя потом, – говорит она, – в беззаконные руки неверных: оскверненными руками они дадут пощечины Богу и оплюют Его ядовитыми извержениями нечистых уст; Он смиренно обнажит святой хребет для ударов. И терпя пощечины, Он будет молчать, дабы никто не знал, какое Он Слово и откуда пришел, чтобы говорить царству мертвых; и увенчается Он терновым венцом. В пищу дадут ему желчь, а для питья поднесут оцет; такую негостеприимную трапезу определят Ему. Неразумная, ты сама не познала своего Бога, посмеявшегося над умами смертных; но увенчала Его терниями и примешала в питье желчь. Завеса же храма раздерется, и среди дня в течение трех часов будет темная ночь. Он умрет смертью, три дня предаваясь сну, и тогда, выйдя из ада на свет, явится первым Началом воскресения для возвращенных». Эти сивиллины свидетельства Лактанций приводил отрывочно в разных местах своего сочинения.
Сивилла Персидская (халдейская), её именем было Самбефа, некоторыми она называется и Еврейской. И говорят, что по происхождению она была от блаженнейшего Ноя. Святой мученик Иустин Философ в своем «Слове к язычникам» пространно пишет: «Еще легче вам будет познать истинную религию отчасти из чтения древней Сивиллы, которой прорицания, происшедшие от сильного вдохновения, так сходны с учением пророков», «Еще приведу вам изречения весьма древней сивиллы, в которых она учит вас о едином Боге. Об этой сивилле философы Платон, Аристофан и другие многие упоминают, как о вдохновенной пророчице. Весьма полезно будет напомнить и стихи её, ибо говорит она так:
Бог – один превеликий, нерожденный,
Вседержитель, невидимый, всевидящий.
Сам же невидимый ни для какой смертной плоти.
Потом в другом месте опять говорит:
Мы же от пути Бессмертного заблудились,
И изделия рукотворные неразумным словом почитаем,
Идолов и истуканов – смертным человеком.
Та же Персидская сивилла, исполнившись от Бога пророческим Духом, о Спасителе нашем и о пречистой деве, матери Его, в своих стихах написала следующие слова:
Придет в мир пророк великий
От высших областей сквозь облака.
От девицы чистой родится,
А нас с Богом Отцом примирит.Говоря об этом, сивилла, изрекла так:
Сокрушен будет сатана до конца,
Ибо исполнится слово непостижимое
И родится от пречистой девы отроковицы,И будет на земле пророком великим,
И нас с Богом Отцом примирит,
И к нам на жеребце осла придет
И из тьмы отцов изведет,И людей заблудших обратит,
И Самого Себя за всех предаст,
И верующим в Него грехи простит».
Сивилла Либика (потому что была из Ливии) была среднего роста и весьма черная, и всегда носила в руке масличную ветвь.
Придет день света
И разгонит всю тьму.
За все грехи послан будет,
И на вселенную новый дар дан будет.Бог превечный воплотится
И от чистой девы родится,
И от сосцов её будет воспитан.
Немым уста откроетА слепым даст прозрение.
Храм Божий разрушенный исправит,
Когда его восстановит.
После этого уже непоколебимо станет.
Такова божественная тайна.
Об этой сивилле Климент Александрийский в своем слове «К язычникам» пишет, говоря: «Тотчас же пророчица наша сивилла пусть воскликнет нам первую спасительную песнь посредством этих стихов:
Этот день, для всех явный, не заблуждение.
Придите и не ищите тьмы и мрака.
Солнце сладкозрачное, вот свет яркий воссияет.
Поймите же, положите мудрость на грудь вашу.Один Бог посылает дождь, ветер и землетрясение,
Молнию, град, мор и тяжкую скорбь,
Снег и лед, — и зачем говорю о каждом?
Он владычествует над небом, господствует над землею, Сущий Бог.
Здесь знаменательно, что сивилла весьма духовно уподобила лесть идолослужителей мраку. Разум же Божий одинаково производит и солнце и свет, и обоим им предлагает равный выбор. Ибо ложь не разрушается лишь предлогом истины, но употреблением истины преодолевается и побеждается».
Сивилла Кимрская, потому что родилась в городе Кимры италийской страны. Об этой сивилле Климент Александрийский в первой книге своих «Стромат» пишет, что она жила на Римской горе по имени Кармал.
Будет девица малолетняя,
Честна и велика и вечной хвалы достойная,
Между всеми поколениями жен принимать ублажения будет,
На своих руках великого царя поднимет,К которому Святым Духом три царя приведены будут
И поклонятся Ему с дарами верой совершенной.
И воздадут Ему славу, хвалу и честь.
И вся тварь Ему возрадуется.
Сивилла Самосская называется, потому что родилась на греческом острове, который называется Самос.
Сойдет на землю Бог великий,
Родится среди людей человек от девы чистой.
И всякий живущий воздаст Ему славу.
Его небеса и земля прославят.Блаженное время для людей тех будет,
Которые учение Его станут слушать.
И видя чудеса Его, исповедают Бога.
О Спасителе же Христе она предсказывала так:Отдаст на биение прямые чистые плечи
И венец понесет терновый.
О пречистой Деве посредством Святого Духа пророчествовала так:
Придет к нам с неба Господь всещедрый
И родится от девы пречистой.
И все звери хвалу Ему воздадут,
Ангелы, небо и земля Его восхвалят.
Сивилла Кумская. Гробница этой сивиллы до сих пор находится и показывается на острове Сицилия.
Процветет же цвет чистый
Мертвые воскреснут,
И хромые пойдут быстро, и глухой услышит,
И слепой увидит, и заговорит немой.По волнам шествует и исцелит всякую болезнь у людей.
Оживит мертвого и примет много страданий.
И из одного источника хлебом насытит людей.
Пятью хлебами, вместе и двумя рыбамиМужей пять тысяч в пустыне насытит.
И оставшихся собрав всех кусков
Двенадцать наполнит корзин к надежде многих.
Также о страдании Христа, о биении по ланитам и плевании, так удивительно прорекла:
В беззаконные руки и неверные потом попадет
И воздадут Богу ударение в ланиту руками нечестивыми
И устами скверными плевание ядовитое.
И, будучи биен в латину, молчит, чтобы никто не узнал,
Какое Слово и откуда пришло, чтобы смертным говорить.