10 марта — Неделя мясопустная, о Страшном суде
Тема заговения на мясо является второстепенной в службе и отражается только в тексте апостольского зачала, читаемого на литургии; характерная фраза — «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек» (1Кор.8:13). Основной же темой богослужения Недели является воспоминание Страшного Суда. При этом стихиры и тропари Постной Триоди не ограничиваются только осмыслением и отсылками на текст евангельского чтения на литургии, но в них аллюзии на описания Страшного Суда, приводимые в разных частях Священного Писания: говорится о трубах и Всеобщем воскресении мертвых (1Кор.15:52; 1Сол.4:16), о раскрытых книгах, где будут записаны дела всех людей (Дан.7:10; Откр.20:12), о поставленных престолах и огненной реке (Дан.7:9-10). В 1-м тропаре 7-й песни канона имеется фраза: «…небеса погибнут, звезды спадут, и вся земля поколеблется»; похожие выражения встречаются в Ис.13:10, Иоил.2:10 и Мф.24:29.
В песнопениях часто звучит мысль, что никто не избежит суда Божия. Во-первых, в песнопениях Господь именуется Неумытным Судией (1-я стихира на «Хвалите…»), а сам Страшный Суд — «неумытным истязанием» (канон, 7-я песнь, 2-й тропарь). «Неумытный» — прилагательное от слова «мыто», что значит «дань, налог» (от этого слова образован известный всем термин «мытарь»). Использование этого термина в песнопениях призвано донести мысль, что Иисус Христос — Судья нелицеприятный, неподкупный, от Его праведного Суда невозможно будет откупиться никаким мытом, никакой данью. Во-вторых, часто повторяется мысль о равенстве всех людей пред Судией; на этом Суде материальное состояние и социальный статус не будут иметь никакого значения и даже наши близкие не смогут помочь нам, каждый будет отвечать сам за свои дела: «Тамо ничтоже помощи может, Богу сущу Судии, ни тщание, ни козни, ни слава, ни дружба…» (канон, 6-я песнь, 2-й тропарь).
Актуальность такого воспоминания о Страшном Суде в преддверии Великого поста очевидна: Церковь напоминает о том, что все мы непременно станем участниками Последнего Суда и чтобы оказаться среди праведников, нужно уже сейчас совершать дела милосердия, то есть те действия, которые составляют сущность духовного поста.