Таинственные «хины»
В это воскресенье церковь празднует память Всех святых в земле Русской просиявших. Накануне в субботу на Всенощном бдении читался канон, посвящённый многочисленным русским святым. В церковнославянском нередко встречаются слова, которые присутствуют и в современном русском языке, но имеют совершенно иной смысл (например, «нужда» — притеснение, «среда» — середина, «шатание» — гордость и др.), однако встречаются и слова, смысл которых вовсе неясен — таким образом, они пролетают мимо ушей молящихся.
В одном из тропарей 9-й песни канона Утрени мы читаем: «О, тве́рдости и му́жества полка́ му́ченик Христо́вых, от хи́нов лю́тых за Христа́ убие́нных! Ти́и бо Це́рковь Правосла́вную украси́ша и в стране́ свое́й кро́ви своя́, я́ко се́мя ве́ры, да́ша, и ку́пно со все́ми святы́ми досто́йно да почту́тся».
Очевидно, что речь идёт о неких свирепых гонителях. «Хины» — это ихэтуани, участники Боксёрского восстания, прокатившегося по Китаю в 1898–1901 годах. Устав повстанцев-ихэтуаней обязывал их исповедывать буддизм и убивать всех христиан, отказывавшихся отречься от своей веры. Паства православной Русской духовной миссии в Китае также подверглась жестокому гонению и потеряла около 300 человек: некоторые из них отреклись от Православия, но другие сделались исповедниками и мучениками за веру.
Самый большой сонм китайских первомучеников пострадал в Пекине 10-11 июня 1900 года. Очевидец событий, начальник Русской духовной миссии в Китае архимандрит Иннокентий (Фигуровский), вспоминал:
Главным днем мученической смерти православных китайцев в Пекине было 11 июня 1900 года. Еще накануне по всем улицам были расклеены прокламации, призывавшие язычников к избиению христиан и угрожавшие смертью каждому, кто осмелится их укрывать. В ночь с 11 на 12 июня боксеры с горящими факелами, появившись во всех частях Пекина, нападали на христианские жилища, хватали несчастных христиан и истязали их, заставляя отречься от Христа. Многие в ужасе перед истязаниями и смертью отрекались от православия, чтобы спасти свою жизнь, и воскуряли фимиам перед идолами. Но другие, не страшась мучений, мужественно исповедовали Христа. Их участь была страшна. Им распарывали животы, отрубали головы, сжигали в жилищах. Розыски и истребление христиан продолжались и все последующие дни восстания. По истреблении жилищ христиан их самих выводили за городские ворота в языческие кумирни боксеров, где производили им допрос и сжигали на кострах.
В 1901 году, когда по показаниям родственников, соседей и очевидцев стало возможно установить список погибших и обстоятельства их кончины, было выявлено 222 китайских мученика. Современная служба Всем святым, в земле Русской просиявшим, в котором перечислены имена многих святых подвижников, была составлена профессором Петроградского университета Б.А.Тураевым и святителем Афанасием (Сахаровым). Сюда же вошли и китайские мученики, канонизация которых состоялась ещё до 1917 года.