Неделя Всех святых, в земле Российской просиявших
Второе воскресенье по Пятидесятнице носит название «Неделя Всех Святых, в земле Русской просиявших». Церковь чествует память всех праведников и мучеников, как прославленных в лике святых, так и ведомых только Богу. Это праздник нашей поместной Русской Православной Церкви, всей Святой Руси. Смысл праздника – прославление Церковью святых, просиявших своими добродетелями в нашем Отечестве, и молитвенное обращение к ним. Святые Церкви – наши помощники и предстатели перед Богом на протяжении всей нашей земной жизни. Обращаясь к русским святым, мы имеем ещё большее дерзновение, так как верим, что «наши святые родственники» никогда не забывают своих потомков.
Празднование Собора всех русских святых появилось в 50-е годы XVI века, но было забыто в синодальную эпоху. На протяжении синодального периода было канонизировано только десять святых. С XVI века в Церкви существовало празднование памяти Всех святых новых Чудотворцев Российских. Совершалось оно на третий день памяти святого князя Владимира, Крестителя Руси. Автором текста богослужения традиционно считается инок Григорий из Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря. Известно два издания под названием «Служба всем российским чудотворцам». В центральной России этот праздник не получил распространения, по каким-то причинам был фактически забыт.
Празднование Собора всех святых, в земле Российской просиявших было восстановлено только в 1918 году после великих трагических потрясений. Инициатором воссоздания праздника выступил академик Борис Александрович Тураев, который был сотрудником Богослужебного отдела Священного Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. На заседании этого Собора были приняты несколько постановлений: восстановление празднования дня памяти Всех святых русских и то, что совершаться оно будет в первое воскресенье Петрова (Апостольского) поста.
Собор предполагал, что этот праздник, имеющий особое значение для русских людей, должен стать как бы храмовым для всех православных церквей страны. Таким образом, не случайно восстановлен был этот день в церковном календаре в начале периода самых жестоких за всю историю преследований христианства. Характерно, что и содержание праздника стало более универсальным. Это было уже не просто чествование русских святых, а торжество всей Святой Руси, покаянное, заставляющее оценить прошлое и извлечь из него уроки.
Тексты службы составили сам Б.Тураев и иеромонах Афанасий (Сахаров), впоследствии епископ Ковровский, который позднее Русской Церковью был причислен к лику святых. Позднее текст дополнялся, в этой работе принимали участие также митрополит Сергий (Страгородский), священник Сергий Дурылин и другие. В 1940-е годы, после прекращения прямых гонений на Церковь, текст богослужения был напечатан с цензурными искажениями, из него вычеркнули все указания на новомучеников. Только в 1995 году отдельной книгой была напечатана «Служба Всем святым, в земле Российской просиявшим».
Первым храмом, освящённым в честь Всех российских святых, стала домовая церковь Петроградского университета. С 1920 до закрытия в 1924 году её настоятелем был священник Владимир Лозина-Лозинский, расстрелянный в 1937 году. Одним из известнейших храмов, освящённых в честь всех святых, в земле Русской просиявших, стал екатеринбургский Храм-на-Крови, построенный на месте «Дома Ипатьева», где в 1918 году была расстреляна Царская семья и их верные слуги.
Россия никогда не переставала являть святых. В книге текстов богослужений перечень одних только имен русских святых занимает около тридцати страниц. Намного больше святых не перечислено в этом списке, имена их известны одному лишь Господу Богу.
Русские святые близки к нам не только по духу, но и по крови — они в буквальном смысле наши родственники. Например, новомученики и исповедников российские жили совсем недавно, и у большинства из них есть ещё живые родственники — дети, внуки, племянники. Таким образом, Отечество наше и сегодня продолжает оставаться, несмотря ни на что, православной страной и народом Божиим.
В Русской Церкви праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, является одним из наиболее торжественных дней всего церковного года. Служба со временем стала близка верующим, некоторые её тексты, например, стихиры подобны «Земле русская», вошли в число наиболее известных и любимых песнопений.
Богослужения праздника, его песнопения и чтения, заставляет задуматься об истории нашей Церкви, одной из Церквей-сестер Вселенского Православия, о её судьбах, современном состоянии и о каждом из нас как о членах её тела. С кого нам брать примеры отношения к миру и Церкви, как не с наших русских святых и подвижников веры и благочестия, мученичества и исповедничества? К кому нам обращаться за молитвенной помощью в годы нестроений, народных бедствий и соблазнов, как не к нашим святым соотечественникам? И мы просим Бога: «Тех молитвами в мире глубоце Церковь и страну нашу» сохрани.