Священник Андрей Леушин: «Мы думаем, что Бог далеко, а Он рядом с нами»
Продолжая публикацию интервью со священниками Вятской епархии, предлагаем читателям беседу с настоятелем Вознесенской церкви села Каринка Кирово-Чепецкого благочиния Вятской епархии иереем Андреем Леушиным. Отец Андрей рассказал о своем становлении как христианина, об особенностях священнического служения на селе, а также о том, почему Пасха является особым днем и торжеством из торжеств.
– Отец Андрей, вы воспитывались в верующей семье?
– Бабушки были верующие. По маминой линии бабушка была набожная и в крестный ход в советское время ходила, несмотря на то, что со стороны властей на церковь были гонения. И по отцовской линии бабушка верующая была. В детстве мы наблюдали, как она перед едой и после нее молилась, но не понимали, что она шепотом читает. Уже позднее она нас, внуков, научила читать «Отче наш». А родителям, которые росли в годы, когда гонения на веру были более сильные, не рассказывали о Церкви, поэтому от храма они были далеки.
– Каким образом происходило ваше дальнейшее становление как христианина?
– Так сложилось, что, когда я ушел в армию, мой друг поступил в Вятское духовное училище. А когда я вернулся, он уже был священником. Я приезжал к нему, помогал и так стал приобщаться к служению в храме.
Не могу сказать, что у меня однажды произошло какое-то озарение. Как я уже говорил, к вере нас с детства приобщали бабушки. И если вера женщины подчас основана на чувствах, то мужчине обычно надо логически понять, зачем нужно идти в храм. И в этом смысле – в плане понимания веры, приобретения знаний, объяснения тех или иных явлений в духовном мире – большой вклад в мое духовное воспитание внесли преподаватели Вятского духовного училища. Отец Евгений Смирнов замечательно преподавал Ветхий Завет, отец Сергий Гомаюнов – историю Церкви, отец Александр Бахаревский – литургику, догматическое богословие и так далее. Все преподаватели старались дать как можно больше знаний. Сейчас я учусь на заочном отделении Нижегородской духовной семинарии.
Уже когда я учился в духовном училище, у меня было стремление послужить Господу и Церкви. Но при этом конкретной цели стать священником не было. Думал: пусть будет так, как угодно Богу. И сначала, полагаясь на волю Божию, я был рукоположен во диакона, а через два года и во священники.
– Кто поддержал вас в принятии решения посвятить жизнь священному служению?
– Поддерживали все: и супруга, и родители, и друг, который стал священником прежде меня.
У родителей мировоззрение постепенно менялось, давно ведь уже коммунизма как такового в стране нет. Мама сейчас сама старается бывать в храме, с интересом читает православные книги, которые я ей привожу.
Моя супруга, матушка Татьяна, в первые годы после моего рукоположения вместе со мной ездила по дальним населенным пунктам, где я служил на приходах. Непросто нам пришлось в первые годы служения в Песковке – поселке Омутнинского района, где нужно было приносить воду из родника, чтобы элементарно постирать, а воды для различных нужд с маленькими детьми надо было довольно много. Мне как молодому священнику приходилось окормлять зону строгого режима в населенном пункте Котчиха. Там у меня среди осужденных появился помощник: человек полюбил Бога и, уже освободившись, исправил свою жизнь. Теперь он часто посещает храм, исповедуется, причащается Святых Христовых Таин.
– Отец Андрей, расскажите об особенностях служения батюшки на селе, какие актуальные вопросы приходится решать вам как настоятелю прихода.
– В Каринке я служу по благословению владыки Марка уже порядка десяти лет. Настоятель прихода, особенно в глубинке, совмещает служение священника с решением множества хозяйственных вопросов, словно он технический директор: то дрова нужно заготовить, то ремонтные работы произвести. Но, конечно, в основе служения – службы, которые совершаются каждое воскресенье и согласно годовому кругу церковного календаря.
Практика показывает, что особенно много вопросов приходится решать, когда только начинаешь служить на новом для тебя приходе. К примеру, мне захотелось приобрести облачения различных цветов, чтобы совершать служение, как прежде на городском приходе, в соответствии с церковными традициями, с тем или иным событием и праздником. Поэтому по богослужебной части стараемся совершать все так, как положено уставом.
Что касается храма, насущным вопросом остается система отопления. Зимой в среднем температура составляла 14 градусов, поэтому служить было прохладно. Печного отопления во время морозов и ветров недостаточно. Газ в селе есть, и во время газификации населенного пункта подтянуть трубы к храму было технически возможно, но, как мне рассказывали, ожидались средства, которые выделят на храм как на памятник архитектуры, однако денег выделено не было. И, соответственно, газ не был подведен. Я пытался вновь прозондировать вопрос газификации храма, обращался к депутату, который в свою очередь делала запрос «Газпрому», поэтому идею газификации мы не оставляем. Во-первых, в храме станет чисто, во-вторых, не будет хлопот с дровами. Но на данный момент обходимся двумя печами, зимой не минус – уже хорошо, а на дрова в течение года копим деньги. Но, конечно, минус печного отопления – копоть. Бабушки и рады бы стены начищать, но в таком случае пострадают росписи, поэтому протираем церковные стены к Пасхе, как раз сейчас будем намывать. Думаю, подобные проблемы есть на каждом сельском приходе, расположенном далеко от города. Другой важной насущной задачей является реконструкция и установка дверей.
По возможности стараемся храм преображать. Прежде проход в летний храм был заколочен досками, лет пять назад установили стеклянные двери, и сейчас стало светло, особенно когда светит солнце. К тому же в летнем храме на куполе витражное остекление, и, проходя сквозь цветные стекла, солнечные лучи создают особый свет. Летом мы пытались служить в летнем храме молебны, но там большое эхо, звук разлетается, и людям не всё понятно, бабушки попросились обратно в зимний храм. Поэтому прежде чем проводить службы в том помещении, нужно учесть нюансы, в том числе связанные со звуком.
– А кто сейчас помогает поддерживать жизнедеятельность прихода?
– Кто может помогать на приходе? Господь Бог. И люди, которые рядом.
– Спаситель жил на земле и общался с самыми разными людьми, в том числе простыми. А кто составляет паству современного священника?
– Для любого священника, поставленного на приход, не только прихожане, но и жители села, в котором он служит, – это его паства. Ты отвечаешь даже за тех, кто не ходит в храм. Для того ты сюда и поставлен. За богослужениями и в Каринке, и в Филиппово я напоминаю верующим: «Смотрите, нас немного, но мы за всех молимся». «О всех и за вся», – возглашает священник на литургии.
Иногда проходят встречи с жителями села Филиппово при Доме культуры, и люди проявляют интерес к беседе с батюшкой. Вопросы есть у многих, но некоторые в храме стесняются подойти и спросить священника. В таких случаях я говорю, что священник на то и поставлен, чтобы прояснить вопрошающим какие-то духовные моменты. Порой вопросы начинаются с того, как свечу поставить, как в храм зайти. Начинаешь общаться – а вопросы все глубже идут.
– Наверное, жизнь сталкивала вас с людьми, совершенно далекими от храма. Приходилось их как-то поддерживать, обращать их взоры к вере?
– Однажды мы разговорились с человеком в автосервисе. Каждый чинил свою машину. Узнав, что я новый батюшка на приходе, он сообщил, что тоже является человеком верующим. Говорю: «А почему я тебя в храме не вижу? В Священном Писании сказано: “Вера без дел мертва есть” (Иак. 2: 26). Если есть какие-то вопросы, ты знаешь, где я живу (на селе все знают, где дом священника)».
Пришел, мы с ним поговорили. Евангелие почитали немного. На второй день пришел – у него уже кипа вопросов. Потом он стал в храм приходить. Меня, правда, перевели с того прихода, но знаю, что сейчас он уже в алтаре помогает, апостол читает за богослужениями. Интересно было наблюдать за тем, как он стал ходить в храм, жену с дочкой будить. Жена у него жалуется, мол, почему он нас будит по выходным и ведет на службу? Я говорю ему: «Не трогай уж их. Сам только начал приходить в храм – а уже с других требуешь». Смотрю – служба, вторая, третья… а на четвертой снова все вместе стоят. Говорю: «Ты снова их принудил?» – Отвечает: «Нет. Утром встаю, молюсь, они спрашивают, мол, ты куда? Отвечаю, что на службу. А они: “Жди, мы с тобой пойдем”». С тех пор все вместе ходили. Сейчас, правда, дочь у него уже замуж вышла. Вот такая случайная встреча, а теперь человек ходит в храм, Богу молится.
– Что больше всего волнует современных мирян? И где вы находите верное слово поддержать, вразумить, укрепить в человеке веру?
– Я бы разделил житейский совет и духовное слово. Порой люди спрашивают, как им быть, но если это касается семейных дел, отвечаю, что решение должно быть принято семьей, а не священником, потому что со стороны может быть неизвестно всех обстоятельств и мотивов поступков. Если муж и жена постоянно оба ходят к священнику на исповедь, он еще может что-то посоветовать, потому что обоих знает. Одно могу только сказать: Богу молись, и всё будет.
– Обычно во время Великого поста верующие стараются принять участие в таинствах Исповеди и Причастия. А если человек боится идти на исповедь?
– Священник принимает исповедь и совершает молитву об отпущении грехов, когда видит, что человек сам осознает свои грехи, что у него есть покаянное чувство. Представьте, сколько всего наслушались за свою жизнь батюшки преклонных лет! И мне, когда я служил в Песковке в колонии строгого режима, приходилось духовно окормлять осужденных, поэтому исповедь была серьезная. Но напрасно переживать о том, что священник будет помнить о чужих грехах. Нужно понимать, что на исповедь человек приходит к Богу, а священник – свидетель, который обращается к Господу с молитвой о прощении наших согрешений.
– И всё же Господь все грехи прощает…
– Нет грехов непрощенных, есть грехи нераскаянные. И Иуду Искариотского Господь мог простить. Если бы он со слезами раскаялся, как апостол Петр, то был бы таким же апостолом, но он пошел и удавился. А мы пойдем ко Христу.
– А как священник поддерживает человека, если тот пришел к нему в унынии?
– Мы ведь знаем, что Господь не дает креста, которого бы мы не смогли понести. Если кажется, что есть такой, значит, мы его можем нести, значит, силы на это есть. И, наверное, не стоит роптать и говорить, что Бог дал крест не по силам. Всем дается такой, какой мы можем нести. И несем. Главное, не унывать, не печалиться. Как я говорю, руки-ноги есть, ходить можем, Богу молиться можем – уже должны быть благодарны жизни за это. Не проси у Бога легкой ноши, а проси крепких плеч нести эту ношу. В Священном Писании сказано: «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает» (Пс. 54: 23). Так что мы на Бога должны возлагать все свои труды и чаяния. Помолись Богу и делай так, как считаешь нужным.
– Вы сказали, что молитва – разговор Бога с человеком. А как понять ответ Господа?
– Кто молится Богу действительно от души, того Господь слышит, и этот человек в свою очередь тоже слышит ответ Божий. Всегда. Пусть, может, не как-то явно, но он видит этот ответ и ощущает помощь Господа. Мы думаем, что Бог далеко, а Он рядом с нами.
– Вера, молитва, любовь – это дары Божии, которые поселяются однажды у человека в душе?
– Конечно, это благодатные дары, данные нам по милости Божией, но их нужно и взращивать. Что можно сделать «в душе»? Мне кажется, ничего. Все равно надо это как-то проявлять, должны быть какие-то действия. Вера должна сопровождаться делами. Мало верить в душе, нужно идти в храм. Когда люди говорят: «Я верую в душе», – я отвечаю им: «Вы еще зарплату получайте в душе и обедайте в душе». Не хотят. Поэтому и вера, и любовь должны проявляться в действии – «Вера без дел мертва есть» (Иак. 2: 26).
– Что позволяет душе особым образом ощутить пасхальную радость?
– Сколько раз приходилось замечать, когда даже неверующие люди в пасхальные дни говорят о том, что ощущают, что в мире что-то произошло. То есть Пасха – это не какое-то воспоминание. Это событие, происходящее во времени. Даже если человек не ходит в храм, он отмечает в мире присутствие особого Света, благодати. Понятно, что верующий человек этот праздник переживает особым образом. Пасха – это такой особенный праздник, который ни с чем не сравнить. Весь мир, празднуя Воскресение Господа, ощущает пасхальную радость. Праздников праздник, торжество из торжеств.
– Какая Пасха вам запомнилась больше всего?
– Когда я пришел после армии, мне довелось встретить Пасху в Великорецком (родители живут в Юрьянском районе, а храма в Юрье тогда еще не было). Я тогда всю службу отстоял и, даже просто помолившись за пасхальным богослужением, ощутил тепло, свет, радость. Наверное, всё это верующие и называют благодатью Божией, которую мы все, христиане, призваны стяжать в своей жизни.
– А что почитать в это время?
– На меня однажды произвела впечатление книга «Пасха Красная» – повесть, в которой автор рассказывает о трех оптинских новомучениках: иноке Ферапонте, иноке Трофиме и иеромонахе Василии. Из книги мы узнаем об их прожитой жизни от рождения и до последнего дня в монастыре и об их трагической кончине – воплощении человеческого зла, обращенного на Церковь, на всё Божие и святое.
– Ваши пожелания читателям в преддверии Светлого Христова Воскресения.
– Христос Воскресе! Радуйтесь и славьте Его!
Источник: Православие.Ru
С иереем Андреем Леушиным
беседовала Лада Баева
26 апреля 2024 г.