«Люди всегда чувствуют, где находится сердце их пастыря». Беседа с протоиереем Сергием Сизихиным
О пастырском служении, о духовных исканиях человека, о борьбе христианина с грехом и о многом другом – наша беседа с ключарем Свято-Серафимовского собора города Кирова протоиереем Сергием Сизихиным.
– Отец Сергий, уже более десяти лет, с августа 2011 года, вы несете служение ключарем Серафимовского собора города Кирова, – какие обязанности накладывает на священника эта должность? Сложно ли быть ключарем? Ответственности стало больше?
– Любая должность накладывает на человека особую ответственность, тем более должность в Церкви, где это является особым послушанием, наложенным правящим архиереем, и не может рассматриваться как некая карьерная ступенька, достигнутая священником по каким-то, ему одному ведомым, заслугам. Церковное послушание – это Крест. И относиться надо к послушанию так же, как символу нашего спасения – с благоговением, смирением, терпеливо, как бы не было тяжело, с упованием на то, что это дано в первую очередь для нашего духовного возрастания.
Обязанностей и ответственности стало несравненно больше, но мне знакомы эти обязанности: до перевода в наш епархиальный город я 15 лет нёс послушание настоятеля храма (в п. Арбаж и г. Котельнич), и 10 лет – послушание благочинного Котельничского церковного округа. В мои новые обязанности входит наблюдение за правильным и своевременным совершением богослужений в храме, сохранностью священной утвари, икон, облачений и другого церковного имущества, поддержание порядка в храме, составление справедливой череды (графика) служения духовенства нашего храма, взаимодействие с певчими и служащими, важнейшие вопросы окормления духовенством прихожан – всего и не перечислить.
– Серафимовский собор особо любим на протяжении многих десятилетий жителями нашего города. Чем, по-вашему, это может быть обусловлено?
– В вашем вопросе есть и ответ: десятки лет это был единственный храм в городе, и несколько поколений горожан именно в нём крестили своих детей, венчали их, приходили как со своими радостями, так и со своими горестями – провожали в иной мир своих усопших сродников, поминали их в родительские дни. Храм стал для них родным, и остаётся родным даже для тех, кто давно уже уехал из нашего города после учёбы в другие города и веси нашей огромной Родины – в летние месяцы они привозят своих новорождённых малышей в нашу родную Вятку для того, чтобы окрестить их в нашем храме. На шутливый вопрос священника: «А что, у вас там и церквей-то нет?» – неизменно отвечают: «Нас здесь самих крестили, мы здесь венчались, вот и решили и своих детей здесь покрестить!» Установлению таких тёплых, семейных отношений способствовал и добрый, отеческий подход духовенства к впервые переступившим порог храма. А духовенство в наш храм всегда подбиралось особо: считалось и считается особой честью служить в Серафимовском соборе – духовном сердце Вятки, хранителе святынь нашего города и его истории.
– Что считаете самым сложным в пастырском служении?
– Очень хороший вопрос! Я часто его задавал и задаю разным священникам – и всегда получаю разные ответы. И с моим ответом не все согласятся. Для меня самое сложное – это принятие Исповеди, как у духовных чад, так и у незнакомых мне людей, впервые пришедших в храм, которые пришли не столько для покаяния, сколько для получения совета в какой-либо сложной жизненной ситуации. Надо дать не только правильный совет – надо постараться дать правильный вектор, направление, чтоб человек нашёл дорогу к Богу. А чтобы дать правильный совет, надо мало-мальски узнать этого человека, его жизнь, разобраться, что привело его к такой проблемной ситуации. Для этого нужно время, которого всегда катастрофически не хватает. И при этом здесь нет места спешке и невниманию – от нашего небрежения может зависеть не только судьба этого человека, но и наша собственная посмертная участь, потому что мы будем отвечать за доверившуюся нам душу на Страшном Суде Господнем.
– Поделитесь интересными случаями из пастырской практики. Вам наверняка приходилось наблюдать явное проявление мира духовного в человеке?
– Я всегда к явлениям такого порядка отношусь с большой осторожностью. Даже будучи свидетелем такого рода явлений, я старался не привлекать внимания к этому прихожан и окружающих, не делал из этого шоу или ажиотажа – этому меня научили наши опытные священники, сразу предупредившие меня на этот счет перед отъездом осенью 1996 года на мой первый приход в п. Арбаж. Этот совет был дан очень вовремя: буквально сразу после приезда меня вызвали на дом соборовать старушку, рабу Божию Ксению. После инсульта и наступившего паралича она не могла ходить и говорить, только невнятно произносила: «П-па, п-па…». Родственники думали, что она просит пить или «видит и зовёт» своего давно умершего отца, из чего сделали вывод, что и бабушке недолго осталось… Однако старушка не умирала, а от стакана с водой отворачивала, плача, голову. И только проследив взгляд своей матери, который остановился на иконе Христа, её сын догадался: «Попа?! Попа тебе надо?!» Старушка чуть кивнула головой, закрыв глаза, а сын побежал за попом, то есть за мной, благо храм был недалеко.
Придя в дом, я, как мог, поисповедовал старушку, она почти ничего не говорила, я сам ей прочитал грехи из чина Общей Исповеди святого праведного Иоанна Кронштадтского, причастил Святых Христовых Таин и ушёл, оставив всё на волю Божию. Через две недели, согнувшись пополам, по тротуару ул. Советской, по направлению к храму, брела старушка, неся на своей спине, пропустив в кольцо рамы вожжи, большую и тяжёлую, в остеклённом киоте, икону Христа Спасителя. Это была бабушка Ксения – со своим любимым образом, перед которым молилась всю жизнь и который она несла в дар только что открытому храму. Можете представить моё состояние и последующее желание рассказать об этом всем и каждому! Казалось бы, чем не миссионерский повод – привлечь этим чудом людей в храм! Тем более – много ли ходило поначалу людей? 10–15 человек в воскресный день. Но нет, помнил я наставления батюшек, удалось удержаться от соблазна, а народ пришёл – через 5 лет храм был переполнен. Были и другие случаи подобного порядка, обретения и мироточения икон – они всегда происходят и к славе Божией, и к нашему трезвению, укреплению нашей веры, предупреждению о грядущих испытаниях в духовной жизни – Господь всегда с нами, нам нечего страшиться.
– Расскажите о случаях, когда вы стали свидетелем изменения человека в лучшую сторону после обращения к вере, после принятия таинств…
– Таинства церковные всегда благодатно воздействуют на душу человека, очень действенно помогают ему избавиться от грехов и укоренившихся страстей. Например, алкоголизм – это страшный бич для человека, горе для близких, ад на земле для домашних. И вот вам пример уже со следующего места моего служения, г. Котельнича. Там в Никольском соборе уже лет тридцать смиренно несёт служение отец Владимир Кряжевских, представитель знаменитой на всю Вятку священнической династии. Так вот, он очень успешно занимается с этими страдальцами, подверженными страсти винопития. Он призывает их в храм, служит специальное молебное последование и принимает от них на определённый срок обет (обещание, зарок) не брать в рот ни капли спиртного. Когда время обета проходит, человек снова приходит и берёт обет на более длительный срок. И так далее. Батюшка молится за них, и они молятся за батюшку, за своих родных, себе просят помощи Божией. Было бы наше желание обратиться к Господу – а уж Господь всегда протягивает нам руку помощи! Люди бросали пить – начинали заниматься делом и работой, становились успешными предпринимателями. Освободившись от отравления алкогольным дурманом, человек находил и время для благодарной молитвы, и силы для работы. А сколько семей сохранилось! Сколько слёз высохло! Такие добрые дела прославляют Бога лучше всяких слов проповеди.
– Кто для вас является примером пастырского служения?
– Конечно же, примером нам является целый сонм пастырей – как прославленных в лике святых, так и наших современников. Пастырское служение в наше время является многогранным. Это и совершение богослужений, таинств, треб, духовное окормление прихожан, и миссионерство, и социальное служение, и строительство, и реставрация храма, – так что примеров среди нашего вятского духовенства великое множество, потому что один священник не может совмещать всех талантов.
У кого-то из священников на приходе прекрасная воскресная школа, у кого-то создан дивный хор, кто-то сам проникновенно, с великим духовным подъёмом совершает богослужение, кому-то удаётся успешно проводить огромный объём реставрационно-строительных работ, – у каждого из них есть чему поучиться. Но всё же священник должен быть и оставаться священником. Можно найти на приход и прекрасного регента и певчих, и отличного прораба для реставрации храма, и педагогов для воскресной школы. Но вместо себя в алтарь священник никого не сможет найти; никто не сможет вместо него принести Богу Бескровную Жертву, никого он не сможет вместо себя поставить принимать Исповедь и давать утешение кающимся. Священник, прежде всего, – это совершитель Таин Божиих, а уже потом – всё остальное. Люди это всегда чувствуют – где находится сердце их пастыря: с ними и Богом в храме или на подсобном хозяйстве.
Приведу несколько примеров разных приходов, где просто имена священников всё скажут: г. Котельнич – митрофорный протоиерей Анатолий Шалагин, последний ставленник архиепископа Мстислава. Дивный священник, 40 лет предстоящий Божиему Престолу, возродивший огромный Никольский собор г. Котельнича. И сам внешне похожий на святителя Николая, прекрасный духовник – огромная очередь на Исповедь духовных чад тому явное свидетельство. В г. Кукарка (Советск) – митрофорный протоиерей Пётр Ковальский – благоговейный священник и талантливый администратор, восстановивший Успенский собор г. Советска, много потрудившийся на посту благочинного. А про старцев-священников нашего города и говорить не надо – отец Симеон Петров, отец Геннадий Сухарев, почивший ныне отец Серафим Исупов, – вот с кого надо брать пример всем нам. Люди не будут ходить к пустым колодцам. Как важно с ними просто поговорить, впитать в себя их священнический и жизненный опыт, а сколько интересного они знают из истории Вятской епархии – чего никогда не прочитаешь ни в одном учебнике и ни в одной книге!.. Так нет, нам всё некогда, какие-то неотложные дела, а ведь они уже не так молоды. Дай им Господь здоровья и терпения с нами со всеми!
– Расскажите, как вы пришли к вере, разделяли супруга ваши взгляды?
– А вот здесь никакой захватывающей историей похвастаться не могу; так получилось, что я родился в верующей семье, отец – военнослужащий, мама – педагог, ещё в детстве научившая меня первой молитве «Богородице Дево, радуйся…». Так что никакие терзания и искания веры меня не коснулись. А вот вопрос служения Церкви я обдумывал лет 5–6, начиная с 15-летнего возраста. Вначале закончил Авиационный техникум, затем отслужил в армии, а затем, уже в возрасте 21 года, в 1995-м году, подал документы на поступление в Вятское духовное училище. Где и познакомился с 18-летней девушкой – своей будущей супругой Марией, которая также в этот год поступила на регентское отделение, а до этого уже 4 года пела в хоре храма Рождества Богородицы г. Орлова, где отец Николай Торопов, очень талантливый, музыкальный священник, создал прекрасный профессиональный хор. Не прошло и года – отец Николай нас и повенчал под дивное пение своих певчих.
– Чем сейчас супруга занимается? Как вам помогает? Тяжела или благодатна, на ваш взгляд, доля супруги иерея в наши дни?
– Супруга занимается тем, чем и должна: поёт в хоре храма Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии города Кирова. Ей очень нравится её послушание, она несёт его с удовольствием. В перерывах между службами занимается семьёй; мной, двумя дочерьми-студентками, моими родителями, у которых мы живём, и нашим общим любимцем – котом.
Помощь жены супругу-священнику заключается в одном – в понимании. В понимании того, что он носитель священного сана и не перестаёт им быть, придя домой из храма. Умная жена всегда понимает, что у её мужа есть тайны, о которых она никогда не узнает, не будет ревновать к хороводу приходских «мироносиц», а сама возглавит этот хоровод. Никогда не будет лезть вперёд своего супруга, а тактично, на полшага, станет идти за спиной мужа, обеспечивая ему надёжный тыл.
На любом приходе, особенно сельском, попадья – лицо очень значимое. К ней бегут за советом односельчанки со своими проблемами, через неё доводят до священника информацию или просьбу, которую по какой-либо причине не могут или не желают сказать напрямую. На супруге иерея обычно в храме и клирос, и ризница, и трапезная, и воскресная школа – в общем, всё, где требуется женская рука и строгий пригляд. Доля жены священника, вне всякого сомнения, тяжела, поэтому очень мало желающих выйти замуж за выпускника-семинариста. И благодатна – в этом тоже нет никакого сомнения, так как она осязает своими руками камни Двора Господня. Это касается и всех тружениц наших храмов.
– У всех бывают скорби… В чем находите утешение?
– Конечно, всё бывает, жизнь – сложная штука. Я стараюсь часто служить, несу свою череду наравне с другими священниками. А что касается утешения – то знаю несколько способов. Один из них – чтение Псалтири; в ней отражён весь спектр человеческих эмоций и отношений. Недаром чтение Псалтири так любимо монашествующими. Приходит осознание, что от Господа это было…
– Не всегда у человека хватает сил осознать и принять, что скорби посылаются Промыслом Божиим. И по-человечески они могут восприниматься несправедливыми, когда, к примеру, дело касается недуга, особенно для родителей, если страдает их чадо… Какое средство может быть от уныния, от отчаяния в таких случаях?
– Согласен с вами. Мы привыкли жить по своей воле, а не по Божией, поэтому всегда явное вторжение воли Божией в нашу жизнь вызывает неприятие и протест. Почти у всех людей на осознание Промысла о нас Создателя уходят годы, если не вся жизнь. Трудно и утешить родителей заболевшего ребёнка, и даже объяснить им, что болезнь – это Божие посещение. Они в гневе и отчаянии прямо кричат, что «не ожидали такого от справедливого Бога! Где же Его справедливость?! В чём виноват мой ребёнок?!» Преподобный Исаак Сирин сказал: «Не называй Бога справедливым – если бы Бог был справедлив, мы давно были бы все в аду». Какие справедливые слова. Давно бы все по своим грехам были бы в аду, если бы Господь поступал с нами справедливо, по букве Закона, а не по духу. Но Господь милосерден – Он каждому человеку желает спасения. И очень часто бывает так, что только болезнью ребёнка обращаются к Богу его родители, приходят в храм его бабушки и дедушки. Никогда не надо в таких тяжёлых ситуациях унывать или отчаиваться – не посылает Господь испытания выше наших сил. А уныние и отчаяние – это и есть неверие в Благой Промысел Божий, Его Святую Волю.
– Церковь учит прощать. Даже установлено Прощеное воскресенье, когда по традиции христиане испрашивают друг у друга прощения. Просить прощения и отвечать «Бог простит» кажется делом легким и благодатным, но бывают и иные случаи, когда трудно это сделать искренне и от всей души, трудно человеку пойти навстречу другому первым. Что тут можете посоветовать?
– Такое часто случается, когда человек, верующий христианин, прощает человека умом, мол, «так положено», а вот на сердце обида всё равно остаётся и терзает душу годами. Я всегда советую в таких случаях молиться о своём формально прощённом обидчике. Бывает и так, что люди даже не могут подойти к друг другу и попросить прощения, но при этом понимают, что надо сделать первый шаг, и не решаются сделать его. В таких случаях я говорю, что первый шаг должен сделать или самый старший, или самый умный. Обычно находится самый умный.
– А нужно ли, замечая грехи родных людей, предупредить их, и как при этом не впасть в осуждение, что также грех, и не перессориться с ними? Может быть, Господь милостив, и Он простит нам, если мы промолчим.
– Молчанием предаётся Бог. Молчанием и безразличием предаём и губим души ближних своих. Если ваш ребёнок пытается затолкать в электрическую розетку гвоздик, то будете ли вы с безразличием наблюдать за его действиями, не желая его расстраивать, отвлекая от такого увлекательного занятия?! Конечно, же, нет – мы немедленно бросимся его спасать от грозящей ему опасности. А неужели бессмертная душа его не дороже смертного тела?
Ребёнок вырастает и с наглостью требует от своих родителей аренды отдельной квартиры для блудного сожительства в так называемом «гражданском браке» – и родители сдаются, говоря, что «сейчас все так живут». Действительно, живут многие – но не все. Миллиарды мух находят удовольствие копаться в нечистоте выгребных ям, но есть и миллионы пчёл, которые предпочитают нектар цветов. Блуд – один из смертных грехов, который ведёт к погибели души. Родители и крёстные будут отвечать за душу этого ребёнка и за его воспитание в христианской вере. Что касается крещёных в православной вере друзей и знакомых – то они не только ваши знакомые, а братья и сёстры во Христе. И идти по пути спасения надо не в одиночку, как слепые котята, а рука об руку, всем вместе, помогая друг другу, используя двухтысячелетний опыт Церкви и её святых, прибегая к её благодатным и спасительным таинствам. Осуждать надо не грешника, но грех. Всегда можно тактично поговорить с человеком. Понятно, что кто-то захочет и пообижаться, но Церковь – это не «дама, приятная во всех отношениях».
– Есть также мнение, что если человек не считает, что он совершает грех, значит, пока в нем можно и не каяться, не называть на Исповеди. И обычно человек ищет самооправдания, уповая на милость Божию.
– В советское время в автобусах и троллейбусах не было кондукторов: пассажиры сами пробивали в компостере талончик. Но на стене салона было написано через трафарет: «Совесть пассажира – лучший контролёр!» То же самое можно сказать и в нашем случае. Голос совести – это голос Бога в человеке. Кажется, всё сделал для себя хорошо и выгодно, – а на душе неспокойно, совесть обличает грех.
Человек всегда чувствует, когда поступает не по правде Божией. Другое дело, когда человек был в неведении относительно нравственных требований, предъявляемых Церковью ко своим членам, но это уже вопрос катехизации прихожан, их научения основам веры. Ситуации, когда взрослый человек допускается регулярно до таинств, но при этом не имеет понятия о Заповедях Божиих, не читал Евангелия, не молится и не понимает православного вероучения, – абсолютно абсурдна и недопустима.
Сейчас «модно» буквально тащить впервые вошедших в храм и к Исповеди, и к Причащению, и Соборованию (заодно уж!) – а люди понятия не имеют, что с ними делают и что вообще происходит, а главное – зачем им это всё. В древности подготовка к Крещению занимала от нескольких месяцев до нескольких лет – и никого это не пугало до истерических криков: «А вдруг больше не придут?!» Вера во Христа Спасителя должна быть осмысленной и твёрдой.
– А если человек называет на Исповеди грех, а потом оступается в этом снова… Что помогает выйти из замкнутого круга?
– Бывает и так. Укоренившийся и постоянно повторяющийся грех – это и есть страсть, которая овладела человеком. Признак того, что грех прощён Господом, – это его изглаживание, исчезновение из жизни человека. Как победить демона страсти – на этот вопрос ответ дал сам Господь: «Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом» (Мф. 17, 21).
– Порой крещеный и даже, как он сам полагает, верующий человек не находит в себе смелости прийти на первую Исповедь, подготовиться ко Причастию… И даже желая спасения людям, говорят, их нельзя склонять к этому, человек должен сам откликнуться на призыв Божий?
– Для таких стеснительных людей лучше всего пригласить священника на дом или посоветовать им подойти в будние дни в храм после совершения богослужений, когда обычно в храме из прихожан никого нет, и спокойно поговорить со священником, освоиться в малознакомой обстановке храма. Ничего страшного нет в том, что во внебогослужебное время человек просто походит «туристом» по храму и по прихрамовой территории, с кем-то познакомится, рассмотрит получше планировку и устройство храма. Можно посетить и другие храмы города. Не надо сразу обрушивать на него огромный поток вероучительной информации и благочестивых рекомендаций – всё это придёт постепенно и без перекосов.
– Наверно, бывает и так, что человек давно в Церкви, но ощущает, что истинного покаяния не имеет, усердная молитва не получается, даже правило открыть сложно… Каков может быть рецепт от лености духовной?
– Надо немедленно обратиться к своему духовнику, который хорошо вас знает, и выяснить причину спада «накала» духовной жизни и оставления молитвенного правила. А причины могут здесь быть разные – от банальной лени до впадения в уныние и неверие. Что касается ощущения неимения истинного покаяния – это нормально.
– И еще вопрос о духовном: Господь сказал «Радуйтесь и веселитесь», однако Церковь, напротив, настраивает на духовное трезвение… Кому Господь обещает радость?
– «Радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на небесах» (Мф. 5, 12). Этой фразой заканчивается Нагорная проповедь Христа. Но кому и за что Он обещает радость и веселие? Например, нищим духом – тем, кто осознаёт свои грехи и душевные недостатки. Плачущим – тем, кто скорбит и плачет о своих грехах. Кротким – тем, кто терпеливо и смиренно переносит несчастья. Милостивым – милосердным и сострадательным ко всем – и т.д. Вот что здесь подразумевается: радоваться и веселиться надо о благах, обещанных Господом тем, кто живёт по его заповедям. Конечно же, Господь никогда не осуждал невинных развлечений людей и сам был на свадьбе в Кане Галилейской, но всегда надо помнить при поиске компромисса: «Делу – время, а потехе – час!» В Послании апостола Павла есть прекрасные слова: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите» (1Фес. 5, 16–18). Христиане радуются, что имеют возможность общения с Господом в непрестанной молитве и благодарить Его, – это и есть настоящая радость.
С протоиереем Сергием Сизихиным
беседовала Лада Баева
29 мая 2024 года.