14 февраля 1918 г. в России был введён григорианский календарь (новый стиль).
Мы часто сталкиваемся в литературе с двойной датировкой: так называемый «старый» и «новый» стиль. И очень часто возникают сомнения и путаница при пересчёте с одного стиля на другой. Иногда в разных источниках мы встречаем разную датировку по новому стилю, а иногда, бывает, даже не можем понять, по какому стилю приведена дата того или иного события.
24 января 1918 года декретом СНК РСФСР был введён григорианский календарь, в соответствии с которым была внесена поправка в 13 суток. После 31 января 1918 года в России наступил день 14 февраля, и страна перешла на новый стиль летосчисления (григорианский).
Во времена правления Юлия Цезаря, в 45 году до н.э. появился Юлианский календарь, названный в честь самого правителя. Календарь разработал александрийский астроном Созиген на основе календаря Древнего Египта. Для своего времени календарь был достаточно точным: продолжительность года в нём составляла 365 суток и 6 часов. «Лишние» 6 часов суммировались и прибавлялись в каждом четвёртом году дополнительным днём в феврале, а этот увеличенный год был назван високосным (от лат. «bis sextus» – «второй шестой»).
И всё бы ничего, если бы астрономический солнечный год не отличался от юлианского года: продолжительность его равна 365 суткам 5 часам 48 минутам и 46 секундам. То есть юлианский год был длиннее астрономического на 11 минут 14 секунд и, следовательно, отставал от реальной смены лет. В масштабах нескольких лет такое округление было не особо заметно, но за пятнадцать веков расхождение стало уже слишком заметным, и к 1582 году разница между юлианским календарём и реальной сменой лет составила уже 10 суток.
По истечении нескольких столетий было замечено смещение дня весеннего равноденствия, с которым связаны церковные праздники. Чтобы компенсировать накопившуюся ошибку и избежать подобного смещения в будущем, в 1582 году римский папа Григорий XIII провёл реформу календаря. Разница была ликвидирована, когда следующим после 4 октября 1582 года было предписано считать 15 октября. Новый календарь, который получил название григорианского, был более точным.
В чем заключалось отличие Юлианского и Григорианского календаря, если разницы в количестве дней по ним не наблюдалось? Високосным годом теперь уже не считался каждый четвёртый год по умолчанию, как в Юлианском календаре. Согласно Григорианскому календарю, если год заканчивался на 00, но при этом не делился на 4, високосным он не был. Так 2000 был високосным, а 2100 високосным уже не будет.
В момент введения григорианского календаря разница между ним и юлианским календарём составляла 10 дней. Однако эта разница увеличивается из-за разного количества високосных годов. С 1 марта 1900 года по 28 февраля 2100 года разница между календарями составляет 13 дней.
Переход стран мира на григорианский календарь был длительным. Сначала реформа прошла в католических странах (Испании, итальянских государствах, Речи Посполитой, чуть позже во Франции и др.), затем в протестантских (в Пруссии в 1610 году, во всех германских государствах к 1700 году, в Дании в 1700 году, в Великобритании в 1752 году, в Швеции в 1753 году). И лишь в ХIХ—ХХ веках григорианский календарь был принят в некоторых азиатских (в Японии в 1873 году, Китае в 1911 году, Турции в 1925 году) и православных (в Болгарии в 1916 году, в Югославии в 1919 году, в Греции в 1924 году) государствах. Не везде переход на григорианский календарь проходил гладко: «украденные» 10 дней причинили много неприятностей купцам, терпевшим убытки из-за срыва сроков поставки, сборщикам налогов.
Россия продолжала жить по Юлианскому календарю вплоть до 1918 года – более трёх столетий. В РСФСР переход на григорианский календарь осуществился по декрету Совнаркома РСФСР «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» от 6 февраля 1918 года (26 января по старому стилю). На момент перехода разница между юлианским и григорианским календарём составила уже 13 суток. «Европейский» календарь был введён 1 февраля 1918 года, которое стало считаться 14 февраля «по новому стилю». В 1923 году Русскую Православную Церковь также пытались перевести на «новый стиль», но от Церкви последовал категорический отказ: дни всех церковных праздников рассчитываются по-прежнему по Юлианскому календарю. Богослужебные церковные календари печатаются с двумя датами в формате: «церковная дата юлианского календаря (гражданская дата григорианского календаря)».
Вопрос о календарях — это также богословская проблема. Несмотря на то, что Папа Григорий XIII считал основным вопросом астрономический, а не религиозный аспект, позднее появились рассуждения о правильности того или иного календаря по отношению к Библии. В православии считается, что Григорианский календарь нарушает последовательность событий в Библии и приводит к каноническим нарушениям: Апостольские правила не допускают празднование святой Пасхи ранее Пасхи иудейской. Переход на новый календарь означал бы разрушение пасхалии. Кроме того, схождение Благодатного огня у Гроба Господня совершается в Великую Субботу по юлианскому календарю.
В практике датировки событий все события и документы, относящиеся к периоду до 1 февраля 1918 года, датируются по юлианскому календарю («старый» стиль), с 1 февраля 1918 года – по григорианскому («новый» стиль). Основной дате может сопутствовать дата другого стиля, помещенная рядом в круглых скобках.