Неделя святых жен-мироносиц
В третью неделю по Пасхе православная церковь чтит память Святых Жен-Мироносиц. Святая Церковь в числе жён-мироносиц упоминает Марию Магдалину, Марию Клеопову, Саломию, Иоанну, Марфу, Марию и иных. Миpоносицы – носящие миpо (дорогое пахучее масло). Это были те женщины, котоpые в ночь Воскpесения Хpистова спешили ко гpобy с миpом в pyках, чтобы исполнить погребальный обычай, возлив благовонные аpоматы на Тело своего Божествественного Учителя. Но на пути они встретили Его воскресшим. «Ибо надлежало, чтобы пол, первым греху подпавший и проклятие унаследовавший, первым узрел и Воскресение, и первым радости внял». Церковь восхваляет душевные качества святых жён-мироносиц: великая жертвенность, самозабвенность, верность, любовь и живая пламенная вера, могущая всё преодолеть.
Эти женщины, в отличие от апостолов, тогда, когда для учеников Христа рухнул мир, в котором они жили, не испытывали страха иудейска, и вместо растерянности просто занялись делом: Христос умер — Его тело надо погребсти, как надо, обряд не успели совершить в пятницу, значит это можно сделать в первый день недели. И для мироносиц было совершенно не важно, что гроб охраняют, что иудеи ищут учеников, чтобы предать позорной смерти, что гроб вообще опечатан властями. Возможно это особенность женской психологии — иррациональность, но именно она сыграла важную роль в евангельских событиях. И эта нелогичность поведения была основана на любви ко Христу.
И вот, Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария и Сусанна, семь имён, которые нам известны, но среди них вне всякого сомнения была и Богородица, взяв миро, пошли ко гробу по окончании субботы. И их заботил только один вопрос: кто отвалит камень от гроба?
И ангел пришел с неба и отвалил камень. Не потому, что это нужно было для демонстрации воскресения охранявшим солдатам, а потому, что мироносицы шли. И если бы они не шли, был бы отвален камень? И он не просто распугал вояк, чтобы те в страхе бежали, но и дождался этих смелых женщин, чтобы объявить им о воскресении Христа.
В этот день вспоминаются также Иосиф из Аримафеи, который был тайным учеником Христа, и с ним вместе Никодим. Иосиф и Никодим были истинными свидетелями погребения Иисуса Христа. А вот что мы читаем в этот день у святого Феофана Затворника: «Мироносицы и апостолы – образ двух сторон нашей жизни: чувства и рассуждения. Без чувства – жизнь не жизнь; без рассуждения – жизнь слепа, много истрачивается, а мало плода здравого дает. Надо сочетать то и другое. Чувство пусть идет вперед и возбуждает; рассуждение же пусть определяет время, место, способ, вообще бытовой строй того, что делать намекает сердце».
Размышляя о феномене служения святых Жен-мироносиц, святитель Феофан Затворник замечает: «Мироносицы и апостолы – образ двух сторон нашей жизни: чувства и рассуждения. Без чувства – жизнь не жизнь; без рассуждения – жизнь слепа, много истрачивается, а мало плода здравого дает. Надо сочетать то и другое. Чувство пусть идет вперед и возбуждает; рассуждение же пусть определяет время, место, способ, вообще бытовой строй того, что делать намекает сердце».
В нашем храме была совершена божественная литургия, по окончании которой настоятель храма протоиерей Сергий поздравил прихожанок с праздником, подарил цветы и сладкие подарки.