Собор Санкт-Петербургских святых
После празднования Собора святых, в земле Русской просиявших, Церковь празднует также «малые соборы» святых. Дни памяти Соборов местных святых стали постепенно включаться в месяцеслов Русской Православной Церкви с конца 1960-х годов. Особенно активно это совершалось в конце 1970-х – начале 1980-х годов по благословению Патриарха Пимена: Собор святых Тверских (1979), Новгородских (1981), Радонежских, Костромских (1981), Владимирских (1982), Смоленских (1983), Белорусских (1984), Сибирских (1984), Казанских (1984), Рязанских, Псковских (1987), Крымских (1988). В третью Неделю (воскресенье) по Пятидесятнице, Русская Православная Церковь празднует день памяти Санкт-Петербургских святых. В его список включена имена более 60-ти угодников Божьих. В это число вошли те святые подвижники, которые долгое время жили и подвизались на землях Петербургской епархии. Кроме общеизвестных небесных покровителей – благоверного князя Александра Невского, блаженной Ксении Петербургской, праведного Иоанна Кронштадтского – в Собор Петербургских святых вошли святые, которые в нашем представлении связаны с другими епархиями и даже поместными церквами, но чей жизненный путь так или иначе был связан с Петербургом. Этот принцип имеет глубокий духовный смысл — он позволяет не обособлять Петербургскую землю, а соединяет её со всей Русской землёй и со всем вселенским Православием.
Санкт-Петербург был основан в день Святой Троицы в 1703 году. Чтобы люди помнили, что город основан именно в день Святой Пятидесятницы, на центральной улице Петропавловской крепости и Невском проспекте были высажены берёзовые аллеи. Когда-то Невский проспект был березовым: около двух веков, начиная с Петра, вдоль него высаживались березовые аллеи в три-четыре ряда. Так было до Николая I, который вырубил все деревья ради движения транспорта. Даже соседний с крепостью остров носил название Берёзовый — теперь это Петроградская сторона. Уже в ноябре 1703 года был построен первый храм города — деревянный, в честь Святой Троицы. Перестроенный через несколько лет в камне, Троицкий собор некоторое время был главным храмом столицы. Именно здесь в 1721 году Петр I принял титул императора.
В Санкт-Петербурге были возведены удивительные по красоте и имперскому «размаху» Православные храмы, многие из которых была безвозвратно утеряны в XX веке. Эти замечательные соборы и храмы обрели статус всемирного наследия и стали бесценными сокровищами города и святыми источниками жизни петербуржцев. Один из красивейших и величественнейших соборов Северной столицы посвящён преподобному Исаакию Далматскому — казалось бы, не самый известный святой. Всё дело в том, что император Пётр I родился в день памяти этого святого, и именно поэтому главный храм новой столицы был освящён именно в честь него.
Петербург явил святых, образа подвижничества которых не знала Святая Русь. Это, прежде всего, блаженная Ксения, ставшая первой русской женщиной – юродивой Христа ради. Нет венцов, подобных венцу святости прав. Иоанна Кронштадтского: это первый святой, канонизированный за подвиг иерейского служения. К ним же можно отнести и Царя-Мученика Николая Александровича – единственного прославленного русского Царя. Несмотря на довольно краткий период истории Петербурга, поражает многообразие образов подвижничества и ликов святости. Взирая на Собор Петербургских святых, мы видим в полноте образ Святой Руси – от царя и священника до воина и простой женщины. При этом нужно отметить, что наиболее значимые Петербургские святые являются поистине всероссийскими – Александра Невского, блаженную Ксению и Иоанна Кронштадтского почитают во всех концах Русской земли.
Не бывает города без праведников. Но канонизированные святые в этом городе появились только в конце XX века, и первой святой с наименованием «Петербургская» стала святая блаженная Ксения. Родилась Ксения Григорьевна Петрова в первой трети XVIII века. Глубоко потрясенная тем, что ее муж скончался, не успев принести покаяния, Ксения решила замолить его прегрешение тягчайшим в христианском благочестии подвигом юродства Христа ради. Раздав все свое имущество, она облачилась в одежду мужа и стала скитаться по Петербургу, со смирением и кротостью снося насмешки и гонения. 45 лет претерпевая жару и стужу, но ни разу не хворая, угодница Божия дожила до 71 года. Еще при жизни блаженная стала почитаться скорой помощницей и чудотворицей. По молитвам, обращенным к ней, Ксения помогает и доныне. Особенно много людей тянутся к месту ее погребения, уповая на нее как на последнюю надежду.
Небесным покровителем города считается святой благоверный князь Александр Невский. В условиях страшных испытаний, обрушившихся на русские земли, Александр Невский сумел найти силы для противостояния западным завоевателям, снискав славу великого русского полководца, а также заложил основы взаимоотношений с Золотой Ордой. Александру Невскому удалось даже учредить в столице Золотой Орды Сарай-Бату Православную Сарскую (Сарайскую) епархию.
Князь Александр Ярославович (1221-1263, причислен к лику святых в XVI веке) вошел в историю России как величайший радетель о Русской земле. На всем протяжении своей жизни он сохранял верность Православной церкви, что явилось гарантом национальной независимости Руси в то тяжкое время, когда она одновременно оказывала сопротивление монгольскому хану Батыю и отражала натиск крестоносцев с Запада. Великая победа русского воинства под предводительством святого князя-ратника — Невская битва — произошла на западных рубежах Руси. Поэтому не случайно одним из первых деяний Петра I в только что основанном Санкт-Петербурге было создание монастыря во имя благоверного князя Александра Невского и перенесение туда из Владимира мощей святого. Предполагалось, что «угодник Божий, бывший постоянным хранителем сего края при своей жизни, пребудет самым надежным защитником и покровителем его и по смерти».
Святые Царственные страстотерпцы.
Император Николай II и его семья, несмотря на все издевательства и оскорбления, перенесенные ими в заточении, следовали заповедям Евангелия. Сознавая, что смерть неизбежна, они сохраняли в сердце всепобеждающий свет Христовой истины и в момент мученической кончины обрели способность простить своих палачей. Царская семья нашла в себе силы превозмочь страдания и умереть с именем Христа на устах. В Санкт-Петербурге, родном городе Николая II, во многих храмах хранятся иконы с его образом. В 2002 году последний русский император Николай II (1868-1918), его жена и пятеро детей, расстрелянные в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, были канонизированы Русской православной церковью в лике страстотерпцев.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Отец Иоанн (Иван Ильин Сергиев) был настоятелем Андреевского собора в Кронштадте. Более полувека нес он утешение и надежду страждущим и угнетенным. В Иоанне Кронштадтском заключалась сила, неизменно привлекавшая к нему сердца. Когда отец Иоанн служил, церковь не вмещала всех желающих, когда выходил на улицу, за ним следовала огромная толпа почитавших его людей. Он обладал редким даром исцеления, спасая тяжело больных, порой возвращая к жизни обреченных на смерть. Отец Иоанн получая со всех сторон огромные пожертвования, которые полностью раздавал на добрые дела. В 1990 году Иоанн Кронштадтский был причислен к лику святых.
Святой Праведный Иоанн Кронштадтский, Всея Руси Чудотворец, по приглашению епископа Сарапульского Михея, викария Вятской епархии, дважды удостоил своим посещением Вятку — в 1904 и 1907 годах. За время своего пребывания батюшка успевал очень многое: служил в храмах, посещал больницы и благотворительные учреждения, навещал дома горожан. Благодаря духовной поддержке отца Иоанна, была построена церковно-приходская школа Иоанно-Предтеченской церкви (в честь выздоровления императора Николая II) — это здание, находящееся по адресу ул.Пятницкая, д.9, недавно вновь было передано Вятской епархии.
Священномученик Философ Орнатский.
Протоиерей Филосо́ф Николаевич Орнатский (1860-1918) – один из наиболее авторитетных пастырей Санкт-Петербургской епархии, настоятель Казанского собора. Выдающийся проповедник и общественно-церковный деятель, он известен не только в Петербурге, но и по всей России своими начинаниями в области церковных реформ, а также своими трудами на поприще религиозно-просветительского и социально-благотворительного служения. Отец Философ явился бесстрашным и последовательным обличителем антицерковной политики большевиков. В условиях всё усиливающегося красного террора, как истинный пастырь Церкви Христовой, он не отступил от своих убеждений и веры во Христа и принял мученическую кончину вместе с сыновьями ради блага Церкви и Отечества. О жизни этого святого мы уже писали на страницах агиографического календаря «Аксиос!» (номер 13, июнь 2021, стр.22).
Преподобный Александр Свирский.
Родился в приладожском селе Мандеры (Сермакса), на правом берегу реки Ояти, притока реки Свири, недалеко от Введено-Оятского монастыря, в семье вепсских крестьян Стефана и Вассы. Мать долго молила Бога о рождении ребенка и родила сына после многих лет бесплодия. При крещении был назван в честь пророка Амоса. Когда Амос подрос, он был отдан для обучения грамоте, но житие сообщает, что учился он «косно и не скоро».
В 19 лет Амос тайно ушел на Валаам, где 7 лет жил в качестве послушника. В 1474 году он принял монашеский постриг с именем Александр. Удалившись на уединенный остров, впоследствии названный Святым, Александр подвизался около семи лет в пещере. На Святом острове теперь находится Александро-Свирский скит Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, где показывают пещеру и вырытую руками святого собственную могилу.
В 1485 году по благословению игумена монастыря Александр ушел на Святое озеро, расположенное неподалеку от Олонца и реки Свирь. Со временем здесь образовалась обитель, ныне известная как Александро-Свирский монастырь.
Согласно агиографической литературе, прославился многими чудесами и праведным образом жизни. Он воспитал много учеников в монастыре и привел к вере многих мирян. Какое-то время святой жил в полном уединении и вел суровую жизнь. После 25 лет затворничества, согласно житию, Александр единственным из русских святых был удостоен явления Святой Троицы.
Когда он молился о том, где поставить церковь, то ангел Господень указал ему место для нее. На том месте, где располагалась «отходная пустынь» преподобного, через некоторое время возникла обитель. В 1506 году Александр был поставлен игуменом Троицкого монастыря (впоследствии Александро-Свирский монастырь) Новгородским архиепископом Серапионом. Скончался 30 августа 1533 года.
Преподобный Адриан Ондрусовский.
В миру — дворянин Андрей Завалишин. Он был владельцем богатого имения (Андреевщины) в 9 верстах от монастыря преподобного Александра Свирского. Во время охоты на оленя в 1493 году он случайно встретил преподобного Александра Свирского и после этого часто приходил к нему слушать наставления. Впоследствии он доставлял хлеб его сподвижникам. Вскоре, оставив имение, Андрей постригся в Валаамской обители с именем Адриан.
Через несколько лет, по благословению преподобного Александра Свирского, преподобный Адриан поселился в уединенном месте на полуострове Ладожского озера. Там был построен храм в честь святителя Николая Чудотворца. Напротив поселения иноков в дремучем лесу острова Сала (дебрь) укрывалась шайка разбойников под предводительством Ондруса. Встретившись с преподобным, атаман потребовал, чтобы иноки покинули свое место. Преподобный Адриан, не имея у себя денег, чтобы предложить выкуп за место, обещал атаману ходатайствовать за него пред Богом. Разбойник смеялся над преподобным, но тот так долго и смиренно умолял его, что атаман смягчился и сказал: «Живите».
Этот атаман вскоре попал в плен к другой шайке, прятавшейся неподалеку на каменистом Сторожевском мысу. Несчастный знал, что после страшных истязаний его ожидает смерть, и горько раскаивался в прежней жизни. Вдруг он увидел перед собой преподобного Адриана, который сказал: «По милосердию Господа, у которого просили для тебя пощады пустынному братству, ты свободен», — и исчез. Атаман увидел себя без оков на берегу и никого вокруг. Пораженный, он поспешил в обитель преподобного Адриана и нашел всех подвижников на псалмопении. Оказалось, что преподобный не выходил из обители. Разбойник пал к ногам настоятеля и просил принять его в братию. Оставленный в обители, он окончил жизнь в покаянии. Также раскаялся и разбойник другой шайки. По молитвам преподобного Адриана он принял постриг с именем Киприан. А впоследствии основал на месте притока обитель и прославился чудесами.
Обитель преподобного Адриана получала вклады царя Иоанна Грозного. В августе 1549 года преподобный Адриан был восприемником дочери царя Иоанна Грозного Анны. Когда старец возвращался из Москвы в обитель, близ селения Обжи его убили разбойники, надеясь найти деньги. Братия долго ждала настоятеля, и вот спустя 2 года, в 1551 году, он явился ночью в видении нескольким старцам и рассказал о своей кончине. На другой день, 17 мая, братия обрела его нетленное тело в болоте и предала погребению у стены церкви в честь святителя Николая. Память преподобного, воспринявшего мученический венец, стала праздноваться в день обретения и перенесения святых мощей 17 мая и в день преставления и тезоименитства с мучеником Адрианом 26 августа.
Преподобный Киприан Сторожевский, бывший разбойник.
Это либо тот самый атаман разбойников, что держал в заложниках преподобного Адриана Ондрусовского — ученика Александра Свирского, либо предводитель другой шайки, разбойничевшей в оятских лесах. Вообще мотив раскаявшегося разбойника, сподобившегося аскетической праведной жизнью святости, весьма популярен и в устном народном творчестве, и в литературе. По всей России грамафоны голосом Шаляпина распевали популярнейшую песню на стихи Н.А. Некрасова:
Жило двенадцать разбойников, был Кудеяр атаман,
Много разбойники пролили крови честных христиан.
Много богатства награбили, жили в дремучем лесу,
А Кудеяр из под Киева выкрал девицу красу.
Днем с полюбовницей тешился, ночью разбои творил,
Вдруг у разбойника лютого совесть Господь пробудил…
Так ли внезапно произошло обращение будущего святого, иначе ли пришел он, терзаемый муками совести и страхом посмертной кары, в обитель преподобного Адриана — судить сложно — никаких документов или иных свидетельств о тех событиях, происходивших полтысячелетия тому назад в глухом и диком лесном углу России, не существует.
Мы даже не знаем, как звали его в миру, и кем он был до того, как стал разбойничать. Есть в этом глубокая мысль: Господь прощает, даже то, что людской суд простить не может, когда раскаяние искреннее, а жажда избавления от греха и обретения Божьего Царства становится не только помыслом, мечтой, но и ежедневным тяжким стремлением, трудом и подвигом. Потому и знаем мы святого только по его монашескому имени — Киприан, коим нарек его святой Адриан Ондрусовский, а все прочее, былое до того, умерло и забыто.
Каким тяжким покаянием обрел преподобный Киприан святость, что происходило в его душе, какие соблазны и муки он преодалел — неведомо. Жизнь души, а тем более души монаха — тайна, открытая только Богу.
Но доподлинно известно, что трудился Киприан не покладая рук. Его молитвами, мозолями и кровавым потом на месте разбойничьего логова, обители греха и злобы, поднялся Николаевский Стороженский монастырь в Новгородской Обоненской пятине, при Ладожском озере, на месте, называвшемся Сторожки.
А вот тут уже есть и документальные этому свидетельства: 14 мая 1587 года царь Феодор Иоаннович пожертвовал Николаевской Стороженской пустыни несудимую грамоту, в которой, между прочим, писано: «Строитель Киприан нам бил челом и сказал: было де и в том монастыре двадцать братов, а ныне де и в том монастыре тридцать братов, а нашей де милости ны оброчнаго хлеба и денег в тот монастырь ничего не идет, питаются от своих трудов: и отец наш блаженныя памяти царь, и великий князь Иван Васильевич всея Руси пожаловал, дал в тот монастырь обжу земли, на воск и на ладан, и в руги и в милостивы место, и обелил им тое обжу ото всяких податей». Грамоту эту еще при жизни строителя Киприана, 25 июня 1598 года, подтвердил царь Борис Годунов.
Своей подвижнической жизнью, отличающейся благотворительностью и милосердием, прп. Киприан стяжал еще при жизни дар чудотворения.
Неизвестно точно, когда скончался святой. После его смерти многие по его молитвам получали небесное заступление. Когда были обретены его мощи тоже неизвестно. В позднейших документах упоминается только, что: «Мощи преподобного Киприана почивали под спудом в Николаевской, бывшей монастырской, церкви».