Сирмиум — город святого Димитрия
Мало кто из нас задумывается о происхождении имён окружающих нас городов, сёл и улиц. А ведь если вникнуть и разобраться, то можно с удивлением узнать, что очень многие из них имеют Православные корни. И даже безбожной советской власти не удалось стереть и вытравить из привычных для нас топографических названий христианскую основу. Таких городов много не только в России, часто бывает и так, что город, названный в честь одного святого, связывает и многих других святых угодников Божьих.
Современный город Сре́мска Ми́тровица в автономном крае Воеводина в Сербии назван в честь святого великомученика Димитрия Солунского. Некоторое время город назывался по-латински Civitas Sancti Demetrii, т.е. город святого Димитрия, также носил название Димитровица. Но во времена Римской империи город был известен под названием Си́рмиум или Си́рмий, и очень многие святые, которых мы поминаем сегодня за Богослужением, имеют в своём наименовании «Сирмийский». От топонима «Сирмий» происходит название исторической области Срем (отразившийся в современном названии города), лежащей между реками Савой и Дунаем.
Сирмиум был один из важнейших городов позднего периода Римской империи. Город основан в I столетии после Рождества Христова, и своего расцвета он достиг в 294 году, когда стал одной из четырёх столиц Римской империи (наряду с Триром, Медиоланом и Никомидией). О том, что Сирмиум когда-то был центром (в т.ч. и военным) огромной римской провинции Паннонии говорят сохранившиеся остатки акведуков, военных укреплений, императорского дворца, терм, театров, ипподрома. Сирмиум славился своим великолепным ипподромом. Он был настолько велик, что если бы сейчас затевались его раскопки, то пришлось бы снести по меньшей мере два жилых квартала. Во время своего расцвета в Сирмиуме проживали более 100 тысяч человек, сегодня население Сремской Митровицы — около 40 тысяч.
В Сирмиуме и его окрестности родились 10 римских императоров из 17-ти, родившихся на территории современной Сербии. Уроженцами города были императоры Геренний Этруск, Гостилиан, Деций, Клавдий II, Квинтилл, Аврелиан, Проб, Максимиан, Констанций II и Грациан. Святой равноапостольный император Константин I Великий долгое время жил со своей семьёй в Сирмиуме. Здесь он отпраздновал 15-ю годовщину своего царствования, здесь родился его сын Констанций II, а его старший сын Крисип отпраздновал своё бракосочетание. Некоторое время Константин Великий думал о превращении Сирмиума в новую столицу Римской империи, до того как им было начато строительство Византа (Константинополя). В 375 году император Валентиниан перенёс в Сирмиум свою резиденцию, а Феодосий Великий, по указу которого христианство стало государственной религией во всей империи, именно здесь был провозглашён императором. Двое императоров скончались в Сирмиуме во время эпидемии чумы.
К началу IV века Сирмиум становится одним из центров христианства (о чём свидетельствуют остатки сохранившейся базилики в самом центре города), однако, и местом страданий многих мучеников.
В конце IV столетия Сирмиум постигла участь, постигшая Римскую империю в целом: в результате нашествий гуннов, готов и гепидов, город был уничтожен, а население города покинуло его.
В IV-V веках в восстановленном Сирмиуме проходили 5 церковных соборов: будучи крупным христианским городом, в Сирмиуме зарождались и еретические учения, которые требовали реакции Церкви. В 870 архиепископскую кафедру в Сирмиуме возглавил Мефодий Солунский, просветитель славян. С Сирмиумом так или иначе была связана жизнь многих известных людей, в т.ч. и христианских подвижников. Например, будущий святитель Амвросий Медиоланский некоторое время здесь работал адвокатом. В Сирмиуме также подвизались священномученик Ириней Сирмийский, великомученица Анастасия Узорешительница и многие другие христианские святые. Но самым известным святым, пострадавшим в этих краях стал великомученик Димитрий Солунский (хотя, ряд учёных подвергают сомнению данные о том, что именно Сирмий стал местом мученической кончины святого).
В 1974 году в центре города был восстановлен Православный храм, изначально посвящённый первомученику и архидиакону Стефану. В 1997 году храм был перепосвящён покровителю города, великомученику Димитрию.
В Сербии есть уникальная традиция празднования т.н. «Крестной Славы», о которой мы уже рассказывали на страницах журнала «Аксиос!», выпускаемого нашим храмом. Этот праздник, вероятно, зародился во времена турецкого владычества, когда открытое исповедание Православной веры было небезопасным. Каждая семья когда-то избрала святого, в день памяти которого она отмечает «Славу»: приглашаются многочисленные гости и священник, который служит специальный молебен, затем разрезается «сла́вский ко́лач» и раздаётся с вином всем гостям. Не только у каждой семьи есть свой Небесный покровитель, но и у школ, институтов, государственных организаций, сёл и даже городов. День празднования памяти многих святых приобретает отдельное название в сербском языке: Вознесение Господне — Спасовдан (дан — день), мученика Трифона Апамейского — Трифундан, великомученика Георгия — Джурджевдан, апостола и евангелиста Марка — Марковдан и т.д. День памяти великомученика Димитрия называется Митровдан и празднуется с большим размахом не только жителями Сремской Митровицы, с этим днём у всех сербов связано множество традиций и обычаев.
Ещё одна святая, которая приняла мученическую кончину в 304 году в Сирмиуме во время «великого гонения» на христиан при императоре Диоклетиане — великомученица Анастасия Узорешительница, иногда именуется также Анастасией Сирмийской.
Она была знатной римлянкой, ученицей святого Хрисогона. Её мать, также прославленная Церковью, Фауста Сирмийская — тайная христианка, воспитала дочь в христианской вере. Святая Анастасия тайно посещала узников-христиан, томившихся в римских темницах и ухаживала за ними. После казни своего учителя святого Хрисогона она начала странствовать, чтобы где можно помогать христианам, которые подвергались суровым гонениям. Она прошла через Грецию, Македонию; по её прибытии в Сирмиум она была схвачена и после мучений сожжена на костре. В конце V века мощи святой Анастасии были перенесены из Сирмиума в Константинопол, оттуда частицы её мощей разошлись по Европе.
Приблизительно в это же время в Сингидунуме (современный Белград) были казнены жители Сирмиума, христианский священник Монтан и его жена Максима.
Святые Монтан и Максима были убиты мечом прямо во время суда, а их тела были утоплены в реке Сава. Христианская община Паннонии смогла сохранить мощи святых, которые были перенесены в Рим, в катакомбы святой Прискиллы. По легенде, в 1804 году, когда катакомбы были открыты, мощи святой Максимы оказались нетленными. В настоящее время мощи хранятся в византийском монастыре Кларисс, штат Огайо, США.
Ещё один святой, принявший мученическую смерть за Христа в IV веке — священномученик Ириней Сирмийский.
Он был епископом Сирмиума и пострадал во время гонения на христиан в годы совместного правления римских императоров Диоклетиана и Максимиана. За горячую проповедь Христовой веры он был схвачен и предстал перед правителем Пробом. За отказ отречься от Христа и принести жертву языческим богам святого предали на мучения. Очевидцами истязаний были родители, родственники и друзья святителя, которые пытались уговорить его покориться, но мученик оставался непреклонен. После жестоких мучений святой исповедник долго находился в темнице. Проб пытался сломить волю мученика, уговаривая его пощадить свою жизнь ради сыновей. Но мученик ответил: «Сыновья мои веруют в Бога, Который позаботится о них, меня же ничто не заставит отречься от моего Христа». Правитель приказал бросить святого в реку. Мученика привели на мост через реку Саву, где он, став на колени, в последний раз обратился с молитвой к Господу о пастве Сирмийской Церкви. После молитвы священномученика Иринея обезглавили, а тело бросили в реку.
Сегодня Сремску Митровицу и соседний городок Мачванску Митровицу (находящийся уже в другом регионе Сербии) соединяет самый длинный в Европе подвесной пешеходный мост длиной 290 метров через реку Саву, названный именем священномученика Иринея. По преданию, на этом месте когда-то находился мост Артемиды, на котором проводились казни христиан.
Современная Сремска Митровица известна также расположенными поблизости от неё Фрушкогорскими монастырями (такое общее название они получили благодаря возвышенности, известной как Фрушкая гора). Изначально на Фрушкой горе высилось 35 христианских обителей, но до наших дней сохранилось 16. Каждый из монастырей уникален, а их архитектура, претерпевшая изменения под влиянием австро-венгерских традиций, представляет собой необычный сплав двух культур. Все сохранившиеся монастыри датируются XI-XV веками и расположены на расстоянии от 1 до 10 км друг от друга, и можно за 1 день успеть посетить все обители.
Все эти монастыри Сремской епархии подарили Православному миру множество святых угодников. На протяжении веков ктиторами некоторых из обителей были и русские государи. В годы Второй мировой войны Фрушкогорские монастыри подверглись разграблению, а в 1999 году монастыри сильно пострадали от бомбардировок со стороны авиации НАТО и США.