Неделя Всех святых
Воскресенье, 19 июня — последний день пения Цветной Триоди (богослужебная книга, содержащая последования служб от Пасхи до Недели Всех святых). Почему он посвящён памяти всех святых? Можно привести в пример такую аналогию: обычно, когда мы поминаем нескольких разных святых (на молебне, в длинной молитве литии «Спаси, Боже, люди Твоя…», на отпусте и т.д.), в самом конце призываются все святые. Т.е. все святые — это такая заключительная печать, после которой уже нечего добавить. Точка.
Но это чисто внешнее наблюдение. Можно усмотреть более глубокие причины. Оглянемся назад. Мы теперь можем обозреть всю Цветную Триодь. Перед нашими взором — всё дело спасения, совершённое Христом. Основные вехи — праздники. Начало, конечно — ПАСХА, переломный момент в человеческой истории. Христос воскрес и смерть побеждена, проклятие снято, ад разрушен, рай открыт…
Далее 40 дней Христос беседует с учениками и открывает им тайны Царства Божьего. Церковь живём со Христом «в режиме реального времени»: каждый день за Литургией слышим самое таинственное и глубокое Евангелие — от Иоанна, а также — книгу Деяний, которая повествует о победоносном шествии благовестия о Воскресшем Христе по всему миру от Иерусалима до Рима.
Затем — Вознесение. Оно открывает нам, насколько глубоко было действие Воскресения Христова на человеческую природу. Человек стал близок к Богу как никогда: именно как человек Христос вознёсся и воссел одесную Отца. С одной стороны, грустно, что Он уходит. С другой — радостно, что Он открывает всем на путь к Нему на Небо. А ещё радостно, что Он обещает Иного Утешителя, которого мы с нетерпением ждём 10 дней. В течении этих 10 дней продолжается чтение Евангелия от Иоанна, как раз тех его мест, в которых Христос обещает ученикам послать Святого Духа от Отца.
И вот — Пятидесятница. До этого дело спасения ограничивалось только Христом. А теперь Дух Святой сошёл на апостолов и они приобщились той спасительной благодати, ради которой Христос и принёс себя в жертву. В этот день родилась Церковь — хранительница благодати Святого Духа. И трудами апостолов Церковь стала очень быстро расти, приобщая этой благодати весь мир.
И каковы же её плоды? Это святые люди, которые не просто приняли Святой Дух в Церкви, но сроднились с ним, сделали Его своим, стяжали Его, по словам прп. Серафима Саровского. Этих людей очень много. Всех не перечислить. Да мы и не знаем всех. Нам отрыта, вероятно, лишь малая их часть. Поэтому мы и празднуем память всех, чтобы не обделить вниманием неизвестных.
А те святые, о которых мы знаем, очень разные: уединённые аскеты и императоры, богословы и неграмотные простецы, мученики и юродивые, священники и миряне, мужчины и женщины — но всех их объединяет одно: они стремились ко Христу и достигли Его. И их память — всех святых — мы вспоминаем в последний день пения Цветной Триоди как свидетельство того, что дело Христово успешно завершено: Святой Дух, сошествие Которого стало возможным в результате Воскресения и Вознесения Христа, реально преображает людей. Спасение — это факт, подтверждённый десятками тысяч житий святых.
И не случайно после Недели Всех святых сразу начинается пост. Да, исторически он был вызван разными причинами и имел в древности иной смысл, но ничто не мешает сейчас понимать его в контексте окончания Цветной Триоди и памяти Всех святых. Церковь как бы хочет нас вдохновить на постный подвиг, говоря: «Видите, сколько людей достигли святости? Так чего же вы стоите? Подвизайтесь, приобщайтесь Христовой благодати, идите за ними!».
Поэтому всех — с именинами и Божьего благословения на начинающийся завтра пост!