Город Лидда (Лод)
Евангельский город Лидда расположен в центре Израиля, недалеко от аэропорта Бен-Гурион. Это город с очень древней историей. Известно, что здесь проживали иудеи из колена Вениаминова. О нем говорится в Ветхом Завете (1Пар.8:12; 1Езд.2:33). Впервые упоминания о нем найдены в карнакской надписи времен Тутмоса III, но есть сведения о поселении и в Новом завете. Датой основания принято считать V век до нашей эры, когда Лод был центром иудейской учености. На месте современного города когда-то существовало поселение, разгромленное римлянами в ходе Второй Иудейское войны. Еще раньше на этой территории располагался древнегреческий город Диосполис, то есть «город богов». Широкую известность место получило в период возникновения первых христианских общин и церкви. Об этом есть свидетельство в Книге Деяний.
Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде. Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. Петр сказал ему: Эней! Исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал. И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу (Деян. 9:32-35).
Известно также благочестивое предание об явлении чудотворной иконы Богородицы. Апостолы Петр и Иоанн, основали в Лидде первую церковь. Они направились в Иерусалим к Богородице и просили ее прийти в город и благословить храм. Пречистая Дева сказала: «Идите с миром, там и Я с вами буду». Вернувшись в Лидду, апостолы увидели на столпе нерукотворный образ Божией Матери. Пресвятая Дева, посетив вскоре город, благословила этот чудотворный образ. Чудотворная икона, именуемая Лиддская (праздник совершается 12 марта по Церковному календарю), впоследствии чудесным образом была перенесена сначала в Рим, где находилась в Алтаре Собора Святого Петра, а затем в Константинополь.
Во время правления императора Юлиана Отступника (361-363) в Лидде совершилось новое чудо. В храм были посланы каменотёсы для уничтожения чудотворного изображения. Однако, как ни старались они стесать священное изображение, оно не исчезало, а лишь углулялось более и более внутрь столпа. Слава о благодатном образе распространилась по всему миру, в Лидду стали стекаться многочисленные верующие для поклонения неруковорному образу Богоматери.
В VIII веке по приказу Константинопольского патриарха Германа с него был сделан список, который чудесным образом оказался в Риме и также получил чудотворную силу (празднование 26 июня). Этот список получил наименование Римского. Существовал еще другой Лиддский нерукотворный образ Матери Божией. Он находился в храме, созданном в Лидде Энеем, исцеленным святым апостолом Петром (Деян.9:32-35). Когда этот храм хотели отнять у христиан иудеи и язычники, то по распоряжению правителя храм был заперт на три дня, чтобы явилось знамение для решения спора. Когда через три дня храм открыли, то увидели в нем нерукотворное изображение Матери Божией.
С городом неразрывно связано имя святого Георгия Победоносца. Этот римский воин-христианин пострадал за веру во время гонений на христиан в начале IV века. По преданию, в 303 году его мать перенесла честные останки сына в Лидду и захоронила в одном из своих имений. На этом месте и был построен древнейший храм (уже в VI веке его считали кафедральным, а город носил имя: Георгиополис), посвященный Георгию Победоносцу, а затем — воздвигнута базилика.
Храм просуществовал до начала XI века и был разрушен, как и храм Гроба Господня в Иерусалиме: с этого момента его неоднократно восстанавливали после очередного разрушения. В 1442 году мусульмане отобрали его западную часть, где находился придел во имя святого апостола Иоанна Богослова, и сделали в ней мечеть. Не пощадило храм и землетрясение 1847 года, нанесшее значительный урон древним стенам, восстановленным в XIX веке при участии России.
Сейчас храм двухпрестольный: центральный придел посвящен святому великомученику (здесь хранится частица мощей Георгия Победоносца), а левый — празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы. Серебряный ковчег с мощами святого выносят из алтаря паломникам для поклонения. Справа от центрального придела находятся почитаемые верующими «святые узы» — железная цепь и кандалы, в которых святой находился в темнице, исцеляющие от болезней.
В центре храма расположена крипта, куда паломники спускаются по лестницам, ведущим к мраморному кенотафу великомученика Георгия Победоносца, устроенному в 1872 году при реставрации. По древнему обычаю в дни праздников мраморный памятник омывается благовонным маслом, которое паломники увозят с собой как святыню.