«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко!»
Праздник установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно Церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около горы Голгофы — места Распятия Иисуса Христа.
В 326 году в Иерусалиме около места Распятия Иисуса Христа — Голгофы — был обретён Крест, на котором был распят Сам Спаситель, а в VII веке греческий император Ираклий вернул Животворящий Крест из персидского плена. Праздник Крестовоздвижения объединяет два исторических события, а название его напоминает нам о том, что обретённый Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали. Крестовоздвижение — единственный двунадесятый праздник, в основе которого не только новозаветные, но и более поздние события церковной истории.
У древних иудеев был обычай закапывать орудия казни около места ее совершения. Крест, на котором был распят Христос, какое-то время время считался утерянным. Его долго искала и нашла мать императора Константина во время раскопок на Голгофе. Великую святыню обрели в пещере, которая оказалась завалена землёй, а над ней был выстроен языческий храм. Пещеру откопали. В ней нашли три креста, гвозди и доска с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», лежавшая отдельно. Это затруднило поиск того Креста, на котором был распят Господь.
Царица Елена и Иерусалимский Патриарх Макарий доверились Богу, веря, что Он укажет истинный Крест. Все три креста поочередно поднесли к тяжело больной женщине. От прикосновения двух из них ничего не произошло, когда же поднесли третий крест – она тотчас же выздоровела. В это время мимо проходила похоронная процессия. Тогда снова все три креста приложили к умершему, и после прикосновения третьего свершилось чудо – умерший ожил. Так был найден истинный Крест Господень.
Все видевшие чудо поклонились великой святыне. Многие христиане хотели устремились в окрестности Голгофы, чтобы поклониться Кресту. Желающих было настолько много, что патриарх Макарий трижды поднял (или воздвиг) его, чтобы все могли хотя бы увидеть Крест Господень. В честь этого праздник и называется Воздвижением. В этот же день вспоминается возвращение святыни из персидского плена (VII в.), когда Животворящий Крест вновь был воздвигнут в Иерусалиме.
Сперва праздновать Крестовоздвижение положено было на второй день Пасхи, так как Крест Господень был обретён перед светлым праздником. В 335 году над местом обретения Креста построен храм в честь Воскресения Христова, в котором доныне хранится часть Животворящего Креста Господня. Освящение храма произошло 13 сентября. В честь этого события празднование Крестовоздвижения было перенесено на 14 сентября по старому стилю, или 27 сентября по новому стилю.
Но почему же христиане поклоняются Кресту — орудию пытки, орудию казни, орудию мучительной смерти своего Бога? Потому что именно на этом позорном и невыразимо жестоком орудии казни добровольно и из любви к людям принял Крестные Страдания и Крестную Смерть Иисус Христос. Сын Божий до конца разделяет с человеком не только человеческую природу, человеческую судьбу, всегда содержащую в себе боль и страдания, но и человеческую смертность.
Безгрешный по своей природе, Он принимает смерть за чужие грехи — так происходит искупление человечества. Сын Божий, Он умирает, испуская дух на Кресте. Но смерть, ставшая следствием появления в нашем мире греха, не властна над Ним, греха не ведающим – «смерти было невозможно удержать Его». Христос воскресает. И этим Своим Воскресением дарует всему человеческому естеству возможность нетления. «Он умирает, давая жизнь, разрушая Своею смертью смерть. Он погребен, но восстает вновь. Он нисходит во ад, но выводит оттуда души», — объясняет святой Григорий Богослов.
Именно поэтому теперь, после Воскресения Христа, Крест — это уже не орудие казни, позорное и мучительное, а символ Жизни, «глава нашего спасения». Знамение нашего бессмертия. Величайшая святыня, в которой действует благодать Божья. Духовный меч, опора и защита человека в этом мире. «Трофей против бесов, оружие против греха, копьё, которым Христос пронзил змия» — восклицает святитель Иоанн Златоуст.