22 мая 1524 года основан Новодевичий монастырь в Москве

22 (13) мая 1524 года состоялась закладка монументального пятиглавого собора Смоленской иконы Богоматери – самого древнего и главного храма московского Новодевичьего монастыря. Эта дата считается днём основания Новодевичьего монастыря в Москве (хотя по правилам Русской Православной церкви по новому стилю это 26 мая).

Собор был основан по обету великого князя Московского Василия III Ивановича в память об освобождении в 1514 году старинного русского города Смоленска от господства Литвы. А точнее – в благодарность им была основана Великая обитель Пречистой Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь с соборным храмом во имя Смоленской иконы. Место для обители было выбрано в излучине Москвы-реки, в трёх верстах от Московского Кремля на Девичьем поле — там, где в 1456 году москвичи прощались со Смоленской иконой.

По преданию, икона Смоленской Богоматери Одигитрии (Путеводительницы) была написана самим евангелистом Лукой. С неё существует множество списков, в том числе 30 чудотворных. Она была перенесена в монастырь из московского Кремля в 1525 году.

Главный престол собора освящён в честь одной из величайших святынь древней Руси – Смоленской иконы Богоматери, именуемой «Одигитрия», северный придел храма – в честь апостолов Прохора, Тихона, Пармена и Никанора, на день памяти которых приходился штурм города. Освящение южного придела было связано с празднованием Происхождения Честного древа Креста Господня – в этот день состоялся въезд Василия III в Смоленск.

Существует версия, что о своём обетовании построить монастырь Василий III вспомнил в связи с бракоразводным процессом: монастырь предназначался для его жены, великой княгини Соломонии Сабуровой, которая не смогла родить наследника за двадцать лет брака. В 1523 году Василий Иоаннович добился разрешения на второй брак, а в ноябре 1525 года великую княгиню постригли в Рождественском монастыре с именем София. Выступавшие против расторжения брака Вассиан Патрикеев, митрополит Варлаам и преподобный Максим Грек были сосланы, причём митрополит впервые в русской истории был лишён сана. В начале следующего, 1526-го, года великий князь женился на юной Елене Глинской, дочери литовского князя Василия Львовича Глинского, от этого брака родился Иван Грозный.

Подобный развод с насильственной ссылкой жены в монастырь оказался беспрецедентным в истории Руси, хотя за первым подобным случаем в следующих поколениях Рюриковичей и Романовых последовали и другие. Он вызвал большое неодобрение в обществе. За праведную жизнь великая княгиня-инокиня была причислена к лику святых и почитается Русской Православной Церковью как преподобная София Суздальская.

Прославленная святая стала первой монахиней, заключённой в Новодевичьем монастыре насильно: на протяжении первых двух столетий своего существования монастырь служил местом заточения царственных особ женского пола. Сюда в 1689 г. по приказу Петра I была заточена царевна Софья — насильственно пострижена в монахини под именем инокини Сусанны после стрелецкого бунта. Позже в монастырь были заточены её сёстры, а в 1727 году в палатах, которые впоследствии и получили название Лопухинского корпуса, поселилась ранее насильственно постриженная в монахини опальная царица Евдокия Федоровна Лопухина, первая жена Петра I. При Иване Грозном в Новодевичий монастырь поселились его ближайшие родственницы, и за обителью закрепился статус придворной.

Любопытно, что в советское время на территории упразднённого монастыря был открыт музей «Царевна Софья и стрельцы», впоследствии переименованный в «Музей раскрепощения женщины», а с 1934 года Новодевичий монастырь становится филиалом Государственного Исторического музея.

С 2010 года здесь действует церковный музей Московской епархии.

Похожие записи