Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы

Образ Богородицы явился в Казани в 1579 году, когда город этот еще трудно было назвать русским. Всего 27 лет прошло со дня взятия его войсками Ивана Грозного в 1552 году, и еще меньше – со дня основания в нем отдельной епархии Русской Православной Церкви в 1553 году. Местное население тоже мало располагало к столь великому событию, ведь оно преимущественно было мусульманским. Более того, накануне явления – в июне 1579 года – город охватил страшный пожар, и многие местные жители посчитали это злоумышлением христиан. Тем не менее именно в этом городе и в это неспокойное время и явила Свой честной образ Матерь Божия.

Само явление произошло следующим образом. Спустя некоторое время после произошедшего пожара одной девятилетней девочке – Матроне, дочери стрельца царского войска – начинает являться Сама Божия Матерь с повелением отыскать Свой образ на одном из пепелищ. После первого явления Богородицы девочке никто не поверил. Однако Матерь Божия является Матроне еще не раз и не два, и девочка продолжает обращаться к взрослым с просьбой отыскать образ. Через некоторое время мама Матроны обращается к православным священникам с просьбой о помощи и рассказом о чудесном видении своей дочери. Однако священнослужители сомневаются в истинности этих явлений и не спешат отыскивать образ. Лишь только после неоднократных настойчивых обращений к епископу Казани было решено отыскать образ Пречистой Богородицы. В результате образ, завернутый в сукно, был найден на одном из пепелищ. По преданию, образ был найден только тогда, когда копать начала сама Матрона. На месте обретения иконы по указу царя был построен Богородицкий девичий монастырь и церковь, а первый ее список был отправлен в Москву.

Хор Сретенского мужского монастыря — Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Казанской, глас 4 (скачать)
Хор Горненского женского монастыря — Тропарь Казанской иконе Божией Матери (скачать)

История Казанского образа в истории Смутного времени неразрывно связана с подвигом святителя Гермогена, Патриарха Московского и всея Руси, который одним из первых встал на защиту России и православной веры от нашествия польских интервентов, а в равной степени и от внутренних раздоров, которые, быть может, даже в большей мере угрожали тогда стране.

Патриарх Гермоген

В конце 1610 года обстановка в России накалилась до предела. Широко известно, что в это время на власть в стране активно претендовали польские аристократы, однако важно помнить и о том, почему это стало возможно: главной бедой страны было даже не вторжение извне, а безвластие, порожденное гражданской войной. Города и влиятельные боярские кланы сражались друг с другом. Страну заполонили банды казаков и просто бродячих искателей легкой наживы, которые грабили, насиловали и убивали. Люди, называвшие себя православными, если и оставались таковыми, то лишь формально. Вели же себя многие как настоящие варвары.

Патриарх Ермоген был заключен под стражу. Именно в этот момент, окончательно осознав губительность ситуации, святитель начинает рассылать свои окружные послания по всем областям государства, призывая прекратить распри, объединиться и собирать ополчения для освобождения страны от врагов. В них он особо призывает не только отстаивать страну, но и защищать свою православную веру, не допускать насилия и жестокости по отношению к простым людям.

Под влиянием речей патриарха Гермогена формируются два народных ополчения. Первое оказалось неудачным в большей степени из-за того, что в рядах самих ополченцев начались разногласия. В 1611 году Казанскую икону Божией Матери взяло с собой казанское ополчение, которое отправилось под Москву на помощь войскам Первого ополчения, пытавшихся освободить столицу России от польско-литовских интервентов . Икона пробыла в Москве до начала зимы 1611-1612 годов, после чего казанская дружина с иконой направилась в обратный путь в Казань. Весной 1612 года она встретились с нижегородскими войсками Второго ополчения, которое под предводительством князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина шло на освобождение Москвы от поляков. Уже прославившаяся чудотворениями икона была взята в полки Второго ополчения, а в Казань отправили её список.

Первое народное ополчение – это собирательное название освободительного движения на Москву в 1611 г. (в период Смутного времени) против иностранных интервентов под руководством Заруцкого, Ляпунова и Трубецкого. Ополчению предшествовало крайне тяжёлое положение России в начале XVII в. Двухлетняя осада и падение Смоленска, норвежская оккупация Новгорода, польская власть в Москве, внутренняя разруха, разбойничьи шайки воров внутри страны – всё это не могло оставаться безнаказанным столь продолжительное время. При этом власть в лице боярской думы теряла свой авторитет. Страна практически оказалась в состоянии анархии. В разных регионах страны признавали власть и польского короля, и Лжедмитрия II, и сына Марины Мнишек, и местных главарей разбойничьих группировок. В таких анархичных условиях нужны были стремительные и радикальные шаги.

Народное ополчение собирали не в столице. Первыми не выдержали гнёта выборные власти в провинциях. Они желали порвать с властью «изменников», которые засели в Кремле. Для этого властители обменивались друг с другом грамотами, в которых обсуждали шаги по организации и создании всеобщей армии, чтобы освободить Москву, а затем на Земском соборе по всем законам избрать царя. Успех в организации ополчении связан с именем патриарха Гермогена, который с самого начала событий 1611 г. принялся рассылать в российские города грамоту, в которой призывал прекратить расхищение Отечества, надругание над храмами и святынями, пролитие невинной русской крови.

Первое народное ополчение

Первым отозвался на грамоту рязанский военачальник Прокопий Ляпунов, который очень горячо откликнулся на грамоту патриарха и уже сам начал рассылать грамоту в ближайшие города с просьбой присоединиться к борьбе с польско-шведскими интервентами. Так же поступал и князь Дмитрий Трубецкой. Узнав о рязанском восстании, поляки призвали малороссийских казаков, чтобы те разоряли города вокруг Рязани. Во время защиты Пронска воевода Ляпунов попал в осаду, хоть и отбил город. Ему на помощь пришли войска князя Пожарского, которым удалось разбить казаков, осаждавших Пронск. Сам Пожарский отправился в Зарайск, где уцелевшие казаки ночью захватили кремлёвский острог в Зарайске, где был воевода Пожарский. Но князю удалось их разбить. Остаток войска казаков разбежался.

Тем временем на грамоты отзывались жители Галича, Костромы, Вологды, ряд Сибирских и Поволжских губерний. В итоге Первое ополчение было созвано. Ополчение под предводительством Ляпунова было значительно усилено прежними приверженцами «Тушинского вора», по прошествии времени погубившими его предприятие. Среди ополченцев были казаки Просовецкий и Заруцкий со своей «казацкой вольницей». Всю зиму 1611 г. в разных городах (Нижнем Новгороде, Владимира и др.) формировались отряды Первого ополчения. Уже к марту 1611 г. эти полки подошли к столице и взяли столицу в осаду.

Прокопий Ляпунов

Осаждённый семитысячный польский гарнизон возглавлял гетман Гонсевский. Образованное войско состояло из 2-х тысяч немецких наёмников. Видя подоспевшие полки соотечественников, москвичи подняли восстание против оккупантов. К тому же передовые отряды Котловского, Пожарского и Бутурлиного из внешнего периметра осады проникли в город. Отряд Котловского сражался с поляками на Замоскворечье, отряд Пожарского – на Сретенке, отряд Бутурлина – на Яузских воротах. К сожалению, внутреннее восстание полякам и их приспешникам из числа русских бояр удалось сорвать.

Не найдя другого выхода, чужеземцы устроили пожар. Для этого они назначали специальные роты, которым было поручено поджигать дома в разных частях города. Видя многочисленные пожары в различных частях Москвы, горожане принялись спасать своих родных, своё имущество. Огонь оказался неконтролируемым и объял почти всю Москву. В общей панике были разграблены многие храмы. Было сохранено менее половины московского посада. Но цель была выполнена: восставшие горожане забыли о своём мятеже. Во время этого восстания, по современным историческим данным, погибло около семи тысяч столичных жителей.

Первое ополчение успело добраться до Москвы и войти в столицу лишь спустя несколько суток после пожара. Сборное войско из разных городов вошло в горевший город. Контратака Первого ополчения была предпринята 20 марта. В этой атаке поляки серьёзно ранили князя Пожарского. Он был увезён в Троицкий монастырь. Но овладеть Замоскворечьем оккупантам не удалось. Им пришлось отступить к Кремлю и Китай-городу. 24 марта была предпринята попытка штурма Москвы подоспевшим казачьим отрядом Просовецкого. Однако он был контратакован и был вынужден отступить, понеся большие потери (около 200 человек). Поляки не стали продолжать атаку перешедших в оборону и оставшихся на месте казаков и отступили к столице.

Основные 100-тысячные силы ополчения подошли к столице лишь 27 марта и остановились у Симонова монастыря. Полностью все силы ополчения были собраны 1 апреля. 6 апреля ополченцы атаковали оборонные башни Белого города, а 22 мая штурмовали Китай-город. Ополчение отбило Белый город и осадило Кремль и Китай-город, которых не коснулся пожар. Осаждённые поляки смогли отбить все попытки штурма этих мощных укреплений.

Встав под Москвой, ополчение занялось не активными штурмовыми действиями, а восстановлением центральной власти. В составе ополчения были представители разных сословий. На основе штаба ополчения был созван многочисленный Земский Собор, в составе которого были бояре, дьяки, татарские ханы, князья, дворяне, служивые люди, чиновники, казаки и другие сословия.

Причины поражения и распада остаются дискуссионными. Ополчение не обладало выучкой и дисциплиной. Поэтому вскоре в лагере начались раздоры и вражда между казаками, стремившихся только закрепить и увеличить свои вольности, и дворянами, стремившихся укрепить дисциплину и крепостные порядки. Дрова в костёр раздора подбрасывали также поляки и приверженцы Семибоярщины, которые отправляли казакам фальшивые грамоты, в которых упоминалось о намерении воеводы Ляпунова уничтожить казачество как сословие. Это сыграло свою роль и привело к гибели Ляпунова, которого на казачьем кругу казаки обвинили в измене и казнили. Дворяне без своего военачальника вернулись в свои родные поместья и дома. Ополчение стало децентрализовано и полностью распалось. Только часть казачьего войска продолжало стоять лагерем под столицей и периодически штурмовать осаждённых чужеземцев.

Датой окончательного распада 1-го ополчения можно считать 28 июля 1612 года, когда активный участник боевых действий атаман Заруцкий со своим 3-тысячным казачьим отрядом отошёл от Москвы, уступив первенство авангарду 2-го ополчения. В сентябре 1612 года оставшиеся отряды Трубецкого Дмитрия Тимофеевича вошли в состав Второго ополчения. Это принято считать концом 1-го ополчения.

Ополчению так и не удалось освободить Москву от поляков. Положение в государстве было катастрофическим. Первое ополчение ни к чему решительно не привело. Но всё же оно явилось первой попыткой русских людей из разных сословий и социальных групп объединиться и самоорганизоваться. Дворяне воевали бок о бок с людьми воинского чина и казаками. Войско ополчения было добровольным, а воинские чины были выборными. В результате деятельности Первого ополчения были заложены традиции самоорганизации народа для решения общенациональных политических задач.

Ополчение Минина и Пожарского

Второе ополчение – это движение 1611-1612 гг. по освобождению России от польско-литовских интервентов (в период Смутного времени). Его ещё называют нижегородским ополчением, т.к. центром формирования ополчения был Нижний Новгород. В социальный состав второго ополчения входили горожане и крестьяне северных и центральных областей России, а также представители разных народностей Верхнего и Среднего Поволжья. Руководили ополчением знаменитые исторические личности князья Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. В результате успешного похода в августе 1612 г. были разбиты военные силы оккупантов под Москвой, а в октябре была освобождена сама столица.

Главными инициаторами, вдохновителями и организаторами ополчения стали князья Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Князь Минин был земским старостой в Нижнем Новгороде с сентября 1611 г. Сначала он призывал объединиться в освободительной войне посадских людей. Призыв оказался успешен. Его страстно поддержали. После этого он заручился поддержкой городского совета, а затем духовенства, воевод и служилых людей. Было принято решение о совместной сходке горожан в Спасо-Преображенском соборе в Кремле. После литургии и проповеди Минин выступил со своей пламенной речью. Было решено, что все жители города пожертвуют часть своего имущества «на строение ратных людей».

Воззвание Минина к нижегородцам

Вставал вопрос о военачальнике будущего ополчения. По мнению большинства нижегородцев, лучшей кандидатурой на эту должность был князь Пожарский, потому что он:

  • отличался знатным происхождением (Рюрикович в 20-м колене);
  • разбил полки Лжедмитрия под Коломной в 1608 г.;
  • разгромил разбойничьи отряды атамана Салькова в 1609 г.;
  • смог удержать город Зарайск во время массовых протестов против монарха Василия Шуйского;
  • показывал пример героизма и доблести в боях в Москве в марте 1611 г., где получил тяжёлое ранение;
  • он обладал в глазах соотечественников безупречной характеристикой: был бескорыстным, набожным, решительным, честным, справедливым и рассудительным, за что его нижегородцы очень любили.

Нижегородцы поехали к нему с просьбой возглавить ополчение. Князь по существующему этикету продолжительное время отказывался, но всё же согласился на предложение второй делегации с архимандритом Вознесенско-Печёрского монастыря Феодосием. Единственное условие, которое поставил князь Пожарский, это передача заведования всеми хозяйственными делами князю Минину, который получил звание «выборного человека всею землёю».

С 28 октября 1611 г. стартовало образование второго ополчения. Обстоятельства его создания известны из целого ряда исторических источников. В дополнение к нижегородскому гарнизону из 750 воинов, из Арзамаса были приглашены смоляне, которых ранее поляке прогнали из родного Смоленска. Кроме того, в ополчение включились дорогобужцы и вязьмичи. Таким образом ополчение достигло 3 тысяч человек.

Различия первого и второго ополчения были колоссальны. По сравнению с первым ополчением, под руководством Минина и Пожарского удалось достичь больших успехов:

  • наладить сбор и распределение средств;
  • наладить связи с большим количеством соседних городов;
  • увеличить количество ратников за счёт призывов (грамот);
  • хорошо организовать и наладить дисциплину в войске;
  • определить единые для всех цели и продумать стратегию действий.

Это и стало причиной победы. Фактически им удалось создать альтернативное «семибоярщине» и подмосковным марионеточным «таборам» правительство. Этот временный орган власти образовался за зиму 1611-1612 гг.

Ополчение существовало в крайне сложных условиях. Врагами ополчения были не только иностранные захватчики, но и казаки Трубецкой и Заруцкий, московская «семибоярщина». Они пытались ставить разные препятствия ненавистным им Минину и Пожарскому. Но их деятельность не имела особого успеха. Благодаря поддержке народа и административным талантам князей, удалось навести порядок во всех уездах на северо-востоке страны.

В начале марта 1612 г. 2-е ополчение начало свой освободительный поход из Нижнего Новгорода на Москву. Путь пролегал через многие российские города. В некоторых городах (в Балахне, Ярославле и др.) они получали пополнение и увеличивали свою казну. В других городах ополчение не хотели даже впускать к себе. Так в Костроме были верны самозванцу Лжедмитрию и его приспешникам Заруцкому и Трубецкому. Сместив местного воеводу Шереметьева, ополченцы назначили своего человека на эту должность.

Дольше всего ополчение простояло в Ярославле – целых 4 месяца с апреля до июля 1612 г. Ярославль был последним городом на пути к Москве. В нём окончательно сформировался состав правительства, состоящий из представителей родов Куракиных, Шереметьевых, Долгоруких, Бутурлиных и др.

Это правительство, находясь в Ярославле, предпринимало ряд дипломатических шагов по консолидации всего русского народа и нейтрализации союзников самозванца. Так Карлу-Филиппу, брату шведского короля, обещался русский престол взамен на освобождение захваченных земель Великого Новгорода и отказа от поддержки самозванца. В переговорах с немецким послом за военную помощь германского императора против польско-литовских оккупантов, российский престол обещали Максимилиану – двоюродному брату императора. Но в итоге и немецкому, и шведскому претенденту было отказано. За время «стояния» в Ярославле ополчение пополнилось добровольцами из Сибири и Поморья, наладилась система управления по всем округам, были очищены русские земли от воровских шаек. Количество ратников в ополчении возросло до 10 тыс. человек. Это были хорошо вооружённые и обученные люди. Правительство ополчения наладило работу Приказов, назначало воевод, вело судопроизводство, разбирало жалобы и челобитные. В результате обстановка на огромной части России полностью стабилизировалась и ополчение стало представлять собой чёткую централизованную силу. Отрядам Дмитриева и Лопаты-Пожарского удалось сорвать планы 12-тысячного отряда гетмана Ходкевича, который с большим обозом двинулся на помощь полякам, находившимся в Москве. Казачий атаман Заруцкий был вынужден сбежать в Коломну, а потом в Астрахань. Перед этим он предпринял неудачную попытку покушения на князя Дмитрия Пожарского через наёмных убийц.

28 июня 1612 г. из Ярославля ополчение двинулось на Москву. 19 августа князь Трубецкой с казацким полком встал у Яузских ворот Москвы, а князь Пожарский с ополченцами у Арбатских ворот.

Отряды поляков были быстро вытеснены от ворот. Часть из них под руководством полковников по фамилии Будила и Струсь засели в Кремле, в Китай-городе. Вместе с ними от справедливого суда укрывались и российские бояре с семьями, которые присягали на верность самозванцу. В Кремле же пребывал и будущий, пока никому не знакомый, Михаил Романов со своей матерью Марфой. Поляки в осадном положении терпели страшный голод. Обладая сведениями об их тяжёлом положении, князь Пожарский отправил им в конце сентября 1612 г. письмо с предложением о сдачи и обещанием сохранения им жизни. Но это письмо было встречено высокомерным отказом поляков.

22 октября 1612 г. после штурма ополченцев, Китай-город был освобождён, но часть интервентов засели в Кремле. Голод среди засевших в Кремле был таким невыносимым, что из Кремля стали изгонять российских бояр с их семьями. Часть же поляков дошли в отчаянии до каннибализма. Про это сохранилось немало исторических свидетельств. Князь Дмитрий Пожарский снова предложил осаждённым помилование, сохранение жизни и свободный выход из Москвы со своим вооружением и знамёнами, но без награбленного имущества. Это предложение опять было проигнорировано. Воевода защищал боярские семьи от мести со стороны казаков, встав на Каменном мосту у Троицких ворот.

Изгнание поляков из Кремля

В итоге долгой и мучительной осады, 26 октября польско-литовские интервенты сдались. Отряды Будило, которые попали в стан князя Пожарского, остались живы и были отправлены в Нижний Новгород. Отряды Струся, попавшие к Трубецкому и его казакам, были истреблены.

27 октября – официальное завершение освободительного похода 2-го ополчения. В Кремль торжественно вошли основные войска князей Трубецкого и Пожарского, которые встретились у Лобного места. Настоятель Троице-Сергиевого монастыря Дионисий отслужил тожественный молебен по случаю окончательной победы над чужеземцами. После молебна под праздничный трезвон в сопровождении благодарного народа, ополченцы с хоругвями и знамёнами вошли в Кремль.

Конечно же, были попытки со стороны короля Речи Посполитой Сигизмунда III вернуть прежние позиции. Он предпринял попытку возвести на российский трон своего сына Владислава. Для этого в ноябре 1612 г. он сам подошёл с войском к Москве. Но теперь его угрозы вызывали всенародное возмущение. У него больше не было сторонников среди русского народа. В нескольких битвах он потерпел ряд поражений, к тому же он был не готов к свирепым морозам и голоду. В итоге он был вынужден вернуться на родину, а попытка очередной интервенции провалилась, так и не начавшись.

Таким образом, значение Второго ополчения трудно переоценить: оно показало пример организованности, дисциплинированности, консолидации народа ради единой цели – освобождения России и русского народа от иноземных захватчиков.

Впоследствии эти события стали очень популярными. 20 февраля 1818 г. в память о тех событиях был открыт памятник Минину и Пожарскому в Москве, а 4 ноября 2005 г. стал датой открытия аналогичного памятника в Нижнем Новгороде.

Памятник в Москве, установленный в 1818 году.
Памятник в Нижнем Новгороде, установленный в 2005 году.

Также 4 ноября в Российской Федерации празднуется День народного единства. Он связан с освобождением Москвы во время событий 1612 г., о чём говорится в пояснительной записке к закону об установлении праздника.

На средства князя Пожарского на Красной площади был построен Казанский собор, куда в 1636 году была перенесена Казанская икона. В 1918 году эта икона в драгоценном окладе была украдена из Казанского собора. В настоящее время ее местонахождение неизвестно. В Казанском соборе находится другой почитаемый список с Казанской иконы.

Наиболее близким сохранившимся списком Московской Казанской иконы является самая почитаемая в Москве Казанская икона, находящаяся в кафедральном Богоявленском соборе в Елохове. Принято считать, что эта икона также ранее находилась в Казанском соборе на Красной площади и была написана на рубеже XVII―XVIII веков.

Источники: ArcheoNews.ru, Фома.

Похожие записи