Иконы в Православии

Православие немыслимо без икон. Сегодня нам кажется, что так было всегда. Слово икона – греческое   εἰκών (икон) и по-русски означает «образ», «изображение». Это живописное изображение Святой Троицы, Иисуса Христа, Божией Матери, Ангельских Сил, святых, а также священных событий, написанное в соответствии с церковными иконописными канонами и освященное по церковному чину.

Седьмой Вселенский Собор следующим образом сформулировал учение Церкви об иконопочитании: «…Чем чаще при помощи икон они (изображения) делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на сии иконы побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и приобретают более любви к ним. Чествовать их лобызанием и почитательным поклонением, не тем истинным по вере нашей богопочитанием, которое подобает единому Божескому естеству, но почитанием, фимиамом и возжением свечей, ибо честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному».

Божественная благодать, действующая в изображённых на иконах, сопричастна и их иконам, поэтому так благоговейно, так почтительно мы относимся к этим изображениям.

Почаевские монахи — Наша ВЕРА ПРАВОСЛАВНА
Скачать

Некоторые иконы имеют особые названия:

  • Аналойная – икона небольших размеров, предназначенная для возложения в храме на аналой. Запрестольная или выносная – находится непосредственно за престолом, у левого его угла; выносится на крестных ходах.
  • Местная – так называются иконы Спасителя и Божией Матери, находящиеся, соответственно, справа и слева от Царских врат, а также икона храмового святого или священного события, в честь которого освящен храм, находящаяся рядом с иконой Спасителя (носит еще название храмовой).
  • Мироточивая – из которой источается или источалось ранее св. миро.
  • Надвратная – находящаяся над входом в храм или монастырь.
  • Нательная – икона маленького размера, носимая на груди.
  • Праздничная – изображающая священное событие или святого, в честь которого совершается данная праздничная служба; возлагается на аналое посреди храма.
  • Семейная – икона, на которой изображены святые небесные покровители всех членов семьи.
  • Складная (складень) – состоящая из двух или трех небольших икон, складывающихся друг с другом.
  • Чудотворная – через которую обильно действует Божия благодать: совершались или совершаются чудеса, засвидетельствованные Церковью: исцеления, защита от бедствий, исполнение прошений и т.п.
  • Явленная – чудесным образом явившаяся или обретенная.
  • Образ, на котором Спаситель или святой изображен по пояс, называется поясным, а по плечи – оплечным.

Икона – это глубоко символическое изображение. Все характерные особенности иконописного лика, изображение жестов и положения фигуры имеют духовный смысл. Например, высокий лоб означает духовную мудрость и глубокомыслие, большие глаза – проникновение в Божественные тайны, тонкие губы – аскетизм, удлинённые пальцы – духовное благородство и чистоту дел, наклон головы – внимание в своём сердце Божьему гласу, воздеяние рук – молитву, чуть склонённая фигура – смирение и послушание воле Божией.

Практика почитания святых икон угодна Богу. Одно из первых прообразовательных изображений Христа было создано по указанию Божию ещё во времена Ветхого Завета. Речь — о медном змее: «И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на него, останется жив» (Числ. 21:8). Медный змей прообразовал собою Христа, вознесенного на Крест, умершего и воскресшего, взирая на Которого с верой христиане избавляются от власти диавола и греха.

Кто и когда написал самую первую икону? Священное Предание гласит, что Сам Господь Иисус Христос первым дал людям Свой видимый образ. Это образ, который мы знаем под названием «Нерукотворный Спас». Едесский царь Авгарь, больной проказой, послал к Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его.

Послание Авгаря Господу Иисусу Христу состояло в следующем: «Князь Эдесский Авгарь Иисусу, благому Спасителю в странах иерусалимских явившемуся, во плоти радоваться. До меня достиг слух о Тебе и Твоих преславных чудотворениях, как без врачевства и лекарств Ты исцеляешь болезни, – слепым даешь прозрение, хромым хождение, отгоняешь от людей нечистых духов, очищаешь прокаженных, расслабленных, в течение многих лет лежащих на одре, врачуешь словом и воскрешаешь мертвых: слыша о Тебе, что Ты совершаешь столь дивные чудеса, я относительно Тебя пришел к такого рода двум заключениям: Ты или Бог, сошедший с неба, или Сын Божий. Посему я и обращаюсь к Тебе с таким смиренным молением, да потрудишься прийти ко мне и исцелить неизлечимую болезнь мою, от которой я страдаю уже много лет; дошло до меня также, что иудеи ненавидят Тебя и хотят причинить Тебе зло. Я же имею город, хотя и небольшой, но красивый и изобилующий всем; итак приходи ко мне и живи со мною в моем городе, в котором для нас обоих найдется всё потребное».

Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему. Ханнан застал Христа окружённым густой толпой, он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Ожидая времени, когда разойдется народ, Ханнан вступил на один камень, немного возвышавшийся над землею; отсюда он внимательно всматривался в лицо Спасителя, намереваясь изобразить его; и не мог, ибо Всевидец, не благоволивший к намерению живописца, изменял лицо Свое божественною, непостижимою, недоступною для изображения руки человеческой, славою и благодатию.

Долго трудился Анания, но ничего не достиг. Господь же повелел Апостолу Фоме идти и привести мужа, который, стоя на камне, изображает его лицо. Когда его подвели и он еще ничего не начал говорить, Господь подозвал его к себе по имени и, указывая на его занятие, назвал его по имени живописцем Ананиею и открыл причину его пришествия, говоря:
– Где письмо князя твоего Авгаря, которое ты принёс ко мне из Эдессы?

Анания, в удивлении и ужасе от Господней прозорливости, тотчас вынул послание князя и с трепетом отдал его в руки Спасителя. Господь, прочтя послание, написал Авгарю следующее: «Блажен ты, Авгарь, не видевший Меня и уверовавший в Меня, ибо о Мне написано, что видящие Меня не имут веры, не видящие же Меня уверуют в Меня и наследуют жизнь вечную. Ты пишешь ко Мне, чтобы Я пришел к тебе, но Мне подобает совершить то, ради чего Я послан, и, по совершении, возвратиться к Пославшему Меня Отцу. И когда Я буду вознесен к Нему, тогда пошлю к тебе одного из учеников Моих, который, совершенно исцелив тебя от твоей болезни, подаст тебе и находящимся с тобою жизнь вечную (через Крещение)».

Написав такое послание Авгарю, Господь Иисус Христос запечатал его печатью, на которой находилось еврейским письмом такое начертание: Божие видение, Божественное чудо. Затем Господь, исполняя желание Авгаря и художника, приказал принести воду и, умыв пресвятое лицо Своё, отёр его поданным Ему четвероконечным убрусом. И о, чудо! простая вода обратилась в краску, и на убрусе отпечаталось пресвятое подобие Божественного лица. Отдавая это изображение Ханнану вместе с письмом, Господь сказал: «Неси, отдай пославшему тебя». Это были последние дни жития Господа на земле пред Его страданиями.

Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но его лицо оставалось еще поврежденным. После Пятидесятницы в Едессу пошел святой апостол Фаддей, один из 70-ти, закончил исцеление Авгаря и обратил его в христианство. Авгарь прикрепил образ к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав оттуда находившегося там идола.

Когда один из потомков Авгаря, впав в грех идолопоклонства, захотел снять этот Образ, епископ Едесский, по наставлению свыше, тайно замуровал нишу, скрыв Образ за глиняной доской. Со временем о местонахождении Образа забыли, но когда (около 545 года) Едессу осадило войско персидского царя Хозроя I, Небесная Владычица, явившись архиерею Евлалию (Евлавию), указала на Образ и повелела извлечь его из городской стены. Ниша была вскрыта, и к удивлению присутствующих помимо Нерукотворного Образа (на убрусе) был обнаружен ещё один, аналогичный ему, воспроизведенный на прикрывавшей его глиняной доске. По вознесении горожанами молитв к Богу и совершении Крестного хода (с Нерукотворным Образом) вражеское войско отступило, и город был избавлен от меча и позора.

Лобызание святых икон и поклонение им свидетельствует о любви к изображенным на них – к Богу, Божией Матери и святым. Через почитание святых икон привлекается к человеку благословение Божие и любовь святых угодников Божиих. К иконам следует подходить, не спеша, мысленно произнося молитву. Принято дважды перекреститься с поясным поклоном, затем приложиться к иконе в знак любви и почитания изображенного на ней. После этого в третий раз перекреститься, поклониться и отойти. У изображенного на иконе Спасителя следует целовать ноги, благословляющую десницу (правую руку), край одежды. У Божией Матери и святых – руку или край одежды, а нерукотворный образ Спасителя и главу Иоанна Крестителя – во власы. Если перед вами икона, которой кроме вас хочет поклониться большое количество людей, помолитесь заранее, чтобы не задерживать и не искушать других верующих.

Тропарь Недели Торжества Православия, глас 2.


Пречи́стому Образу Твоему́ покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же;/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на крест,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Тем благода́рственно вопие́м Ти:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш,// прише́дый спасти́ мир.

Кондак Недели Торжества Православия, глас 2.


Неопи́санное Сло́во Отчее,/ из Тебе́, Богоро́дице, описа́ся воплоща́емь:/ и оскве́рншийся о́браз в дре́внее вообрази́в,/ Боже́ственною добро́тою смеси́./ Но испове́дающе спасе́ние,// де́лом и сло́вом, сие́ вообража́ем.

Похожие записи