Поучение митрополита Владимира (Тихоницкого) в праздник Крестовоздвижения
Митрополит Владимир (Тихоницкий) — сын священномученика протоиерея Михаила, Небесного покровителя нашего храма, митрополит Западноевропейского Экзархата русских православных приходов, экзарх Константинопольского престола. Выпускник Вятской духовной семинарии, принял постриг от епископа Антония (Храповицкого). Член Всероссийского Поместного Собора 1917—1918 годов от Гродненской епархии, участвовал во всех трёх сессиях. После революции в России оказался в Польше, затем в Чехословакии и во Франции. Был ректором знаменитого Свято-Сергиевского Богословского института в Париже. Владыка стремился к объединению русских зарубежных церковных структур. Скончался в 1959 году в Париже, похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
В нашей жизни, полной скорби и страданий, Крест Господень помогает переносить их. Всякий христианин, любящий Господа, должен почитать и Крест Его, это орудие пытки ставшее теперь нашим духовным оружием, святыней, символом спасения, знамением победы. Как без знамени полк – не полк, так и мы без креста, нашего христианского знамени, не христиане.
Крест – наше знамя, хоругвь. Крест – сила нашего спасения. Воздвижение его имеет тоже духовное значение, символическое. Оно есть образ нашей жизни и нашего спасения, нашей судьбы в прошлом, в настоящем и в будущем. Когда крест опускается до земли, в церковном чине воздвижения, это означает наше падение греховное, до глубины адовой. Но Господь долготерпелив и много-милостив – нет предела Его милосердию к нам грешным, и когда мы, подобно блудному сыну, опомнившись, обращаемся к Нему в покаянии со смирением, то силою Креста Своего Он нас поднимает из этой глубины греховной и возводит, все Крестом, все выше и выше, до небесных обителей, до рая. Вот что знаменует крест, когда его поднимает Архиерей, с соответственным пением: Господи, помилуй! Но как часто, поднявшись, мы вновь кувыркаемся и летим вниз! и опять Господь ожидает нашего обращения к Нему… нет конца Его милосердию!
В Евангельском чтении Воскресения по Воздвижении, Господь наш Иисус Христос нас призывает взять и нести свой крест, если хотим Ему последовать. В день Воздвижения, мы вспоминали Крест вещественный, орудие нашего спасения, – а сегодня говорится о кресте духовном, под которым разумеются – скорби, болезни, лишения и всякие испытания, которые каждый терпит в своей жизни – а у кого их нет!..
Что значит – отвергнуться себя? Это не значит все бросить, как то принимается монахами, но – в духовном смысле – отречься от своих грехов, от своих страстей. А что значит’нести свой крест»? Господь всегда брал образы из жизни окружающей. В то время крест считался самым страшным и позорным орудием казни. Кроме мучительной смерти, присужденного заставляли еще самому нести свой тяжелый крест на место казни. Так и Спаситель, уже истерзанный и замученный, нес Свой крест на Голгофу, под тяжестью его Он падал в изнеможении. И нас Он приглашает нести с терпением, со смирением, безропотно ниспосланный нам крест жизненный – скорбей, страданий, позора и всяких испытаний. Господь для чего нам посылает скорби? По любви к нам, для пользы душевной, для нашего очищения, покаяния, спасения.
Он не насильно спасает, не заставляет крест нести, Он сказал: «Иже хощет по Мне идти». Человек – существо со свободной волей: а если бы ему Господь велел, у человека явилось бы упрямство. Так и крест не всем во спасение. Вместе со Христом несли одинаковый крест два разбойника. Один из них еще более озлобился от страданий, ожесточился и хулил Спасителя вместе с распинателями: ему крест оказался в погибель. А другой, наоборот, показал смирение, покорность – останавливал товарища: «Мы по делам нашим страдаем – а Сей Праведник никакого зла не сотворил…»и проникся таким участием и верою ко Спасителю, что удостоился от Него услышать: «Днесь будеши со Мною в раю». Так и нам надо иметь смирение, безропотность в несчастиях и твердую веру в Промысл Божий. Тогда и нас Господь помилует и возвратит нам милость Свою.
Святой Апостол Иоанн имел в совершенстве дар чистоты, а мы можем лишь частично иметь его, но хотя бы и в малой степени будем особенно просить его у него.
Хорошо все начинать с благословения Божия во всех наших делах жизненных: тогда все обращается во славу Божию и на пользу нам. Одеваемся ли, выходим ли, садимся ли за стол: Господи, благослови! О значении благословения Божия говорит нам сегодня и Евангельское чтение о чудесном улове рыб: чудо явное среди дня, после тщетных трудов, за одно благословение Христово – такое множество рыб, что сети прорывались: а каждый опытный рыбак знает, что удобное время для улова ночью, но ученики, за послушание, повиновались слову Учителя. Увидев чудо, они проявили смирение, сознание своего недостоинства: «Господи! я человек грешный, уйди от меня!».
Необходимо смирение в вере, для понимания Бога: сердцем принимать Евангелие, а не умом. Слово Божие надо читать со смирением, с верой и с молитвой, тогда сердце согревается любовью и ум просвещается. Пример возьмем у Самой Божией Матери – Она любила изучать Писание и хорошо его знала, живя в храме Божием, но как читала Его? с глубочайшим смирением. За что удостоилась Она быть Честнейшею Херувим и Славнейшею Серафим? За смирение, за чистоту, за святость: «яко призре на смирение рабы Своея» – этот смиренный Сосуд стал избранным Сосудом Божиим, Кивотом святыни, Храмом Духа Святого, Стамной Манны небесной, Питавшей вся…
Также и добрые дела должны быть совершены с любовью, во Имя Божие, а не ради других целей.
Наше сердце можно сравнить с землей. Когда вспахивают землю, удобряют ее и следят за ростками на ней, очищают от сорной травы, то она производит добрые и обильные плоды. Если же оставляют землю без внимания, не заботясь об ней, то все, что ни попадет на нее, вместе беспорядочно вырастает, терния и пшеница, и последняя часто заглушается первыми… Также и в нашем сердце, если им не занимаются, добрые чувства смешиваются со злыми и подавляются ими…
Цель нашей жизни состоит в искании пути к Богу и способов достичь его. А какие это способы?
Во-первых – посещение богослужений, частое пребывание в храме, принятие Св. Таинств. Во-вторых – хранение всегдашней памяти о Боге в уме и в сердце, постоянное предстояние в присутствии Божием: «предзрех Господа предо мною выну’и молитвенное обращение к Нему во всех делах и занятиях, углубление в изучении Слова Божия и заповедей Божиих, сосредоточенность над своей душой и самопознание. Пример мы видим в Самой Пресвятой Деве. Она, живя при храме, исполняла послушания, занималась рукоделием, а в то же время пребывала в непрестанной молитве, всей Своей душой стремилась восприять Христа в сердце и достигла такой чистоты и святости, что сподобилась Сама быть Храмом Божиим.
Когда будет у нас такое горение в сердце, тогда и Христос придет в нашу душевную внутреннюю храмину и обитель в ней сотворит: а где Христос – там уже никакие скорби не страшны! Ибо где Христос – там радость и счастье, Он – Источник Света и блаженства.
Кто любит Божий храм, который есть училище благочестия, тот, по мере духовного воспитания и развития в нем, постепенно восходит от храма земного к Храму Небесному: «В храме славы Твоея стояще, на небеси стояти мним».