Воспоминание перенесения честных мощей благоверных князя Петра и княгини Февронии в 1992 году
15 сентября 2024 года — осенний день памяти благоверных князя Петра и княгини Февронии. Эта вторая дата памяти установлена в воспоминание перенесения их честных мощей в 1992 году и ради желающих вступить в брак в праздник покровителей семьи и брака. Поскольку летний праздник Петра и Февронии (8 июля) приходится на Петров пост, который является строгим, а к этой дате приурочен День семьи, то многие верующие, кто хотел бы совершить бракосочетание или венчание в этот день, не могут этого сделать по причине периода воздержания. Торжество Церковь совершает всегда в воскресный день, предшествующий 19 сентября. Так в 2024 году это 15-е число месяца. Празднуют же дату с 2013 года, т.к. в месяцеслов она внесена 26 декабря 2012 года.
Хотя некоторые историки полагают, что этот день связан с первым перенесением их мощей из пришедшего в ветхое состояние древнего Борисоглебского кафедрального собора Мурома (где они хранились под спудом) в новый собор Рождества Богородицы на Воеводской горе (том самом, что возвел Иван Грозный по взятии Казани). Уникальная «двойная» гробница святых была утрачена после вскрытия их мощей в 1923 г. После этого честные останки находились в местном краеведческом музее, являясь частью «антирелигиозной экспозиции».
Вернуть святыню Церкви удалось лишь в 1989 г. Так как собор Рождества Богородицы был разрушен, мощи святых Петра и Февронии водворились сначала в Благовещенском мужском монастыре Мурома, а затем – перенесены в Троицкий женский монастырь, где и пребывают в соборном храме по сей день.
До начала XXI в. святых Петра и Февронию больше все же почитали как «благоверных правителей», то есть таких, кто будучи у власти сумел сохранить веру и не поступился христианскими идеалами во имя сиюминутных политических выгод. К гробнице святых приезжали русские цари и императоры, прося благословения на военные походы (как, например, Иван Грозный – на поход против Казанского ханства в 1552 году), или просто молитв о своем мирном правлении.
Новое дыхание почитание святых получило в XXI в., когда для тысяч верующих людей особенно ценной стала их любовь: ради нее князь Петр оставил престол, так как бояре не принимали Февронию, происходившую из «поселян»; она же преодолела даже смерть: хотя по кончине инока Давида и инокини Евфросинии (монашеские имена супругов) их, согласно монашеским уставам, погребли в монастырях, где подвизались бывшие правители Мурома, дважды их тела оказывались в одном на двоих гробе – том, что супруги приготовили себе еще до смерти.
Именно эта удивительная любовь и единение супругов и побуждает нынешние семейные пары, или ищущих супруга юношей, девушек, сугубо просить святых о семейном счастье.