23 августа — память второго обре́тения и перенесения мощей преподобного Са́ввы, игумена Сторожевского, Звенигородского чудотворца
Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский чудотворец, очень молодым пришел в обитель преподобного Сергия Радонежского († 1392) и принял от него постриг в монашество. Он был одним из первых учеников и сподвижников преподобного Сергия. Под руководством этого наставника преподобный Савва научился послушанию, смирению, хранению помыслов, воздержанию и целомудрию. Преподобный любил безмолвие, поэтому избегал бесед с людьми. Он никогда не был праздным; часто плакал о нищете своей души. Святой питался только растительной пищей, носил грубую одежду, спал на полу. Подвижническая жизнь преподобного Саввы снискала ему всеобщую любовь; он был поставлен во пресвитера и назначен преподобным Сергием духовником братии. Наставления преподобного Саввы были настолько назидательны, что не только иноки, но и миряне открывали ему свои души.
По благословению преподобного Сергия инок Савва стал игуменом обители Успения Божией Матери. Её устроил на реке Дубенке великий князь Московский благоверный Димитрий Донской в благодарность за победу над Мамаем. В 1392 году, когда преемник преподобного Сергия – игумен Никон – оставил управление монастырем и затворился в своей келлии, братия Троицкого монастыря умолили преподобного Савву вернуться в их обитель и принять игуменский жезл. В течение шести лет преподобный Савва, прибегая к молитвенной помощи преподобного Сергия, пас порученное ему стадо. По примеру преподобного Сергия святой Савва во время игуменства молитвою извел источник воды за северной стеной монастыря.
Князь Юрий Димитриевич Звенигородский, крестный сын преподобного Сергия, избрал преподобного Савву своим духовником. По его просьбе преподобный основал близ Звенигорода новую обитель. Но, стремясь к уединению, преподобный Савва ушел на пустынное место – гору Сторожевскую. Там он построил деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и малую келлию для себя. Слухи о иноческих подвигах привлекли к нему многих искавших уединения и безмолвной жизни. В 1399 году преподобный основал на Сторожевской горе монастырь и с отеческой любовью принимал всех ищущих спасения, научал их иноческому послушанию и смирению. Преподобный Савва, несмотря на преклонные годы, много потрудился при устройстве обители. Подавая пример инокам, он выполнял все необходимые работы, предостерегая всех от праздности. Преподобный выкопал себе пещеру в версте от монастыря, в которой подолгу со слезами молился и предавался Богомыслию.
За высокую добродетельную жизнь Господу угодно было прославить преподобного даром прозорливости. Перед походом князя Звенигородского Юрия Димитриевича на войну святой старец, помолившись, благословил его и предсказал ему победу и благополучное возвращение.
Скончался святой в глубокой старости 3 декабря 1406 года. В грамоте 1539 года преподобный Савва называется чудотворцем. В середине XVI века было составлено описание чудес. От мощей преподобного исцелялись больные и изгонялись бесы из одержимых. Несколько раз преподобный Савва Сторожевский являлся насельникам обители, молитвенно обращавшимся к нему за помощью.
Однажды преподобный Савва явился во сне игумену Сторожевской обители Дионисию, который был иконописцем. После этого видения игумен Дионисий написал первую икону святого Саввы.
Празднование преподобному Савве было установлено в 1547 году на Московском Соборе и совершается 3 (16) декабря. Первое обретение мощей преподобного Саввы совершилось 19 января 1652 года при царе Алексее Михайловиче. Предание гласит: мощи, пролежав в земле около 250 лет, были открыты и оказались нетленными. Тогда же их перенесли в гробницу у южных врат собора Рождества Пресвятой Богородицы.
Алексей Михайлович особенно почитал преподобного Савву, не раз пешком ходил из Москвы в Звенигород на богомолье. По легенде, когда-то святой спас царя от медведя во время охоты, явившись и прогнав зверя.
В сентябре 1812 года пасынок Наполеона Эжен де Богарне стоял в Саввино-Сторожевском монастыре. Обитель, основанную более 400 лет назад преподобным старцем Саввой и названную в его честь, планировалось разграбить и сжечь.
Богарне сам отдал приказ к разграблению, потому что русские злили его. Русские отказывались сдать Бородино, положив на поле битвы 35 тысяч французских солдат (своих они, к сожалению, положили ещё больше). Русские прятались в лесах и постоянно тревожили арьергард армии. Выяснилось, что простой мужик с заточенной палкой стоит одного, а то и двух обученных кирасиров: палка втыкалась коню в подбрюшье, животное падало, второй удар приходился по седоку.
Богарне хотел поквитаться, и монастырь выглядел подходящей целью. «Сжечь его! — решил француз. — Разорить, сжечь, и вперед, на Москву!» Ночью, когда Богарне ложился спать, явился ему седобородый старец. «Оставь обитель», — попросил он. «Кто ты? И как ты сюда попал?» — изумился француз. «Оставь обитель, и взамен ты переживешь эту войну. Ты будешь жить еще долго, окруженный уважением, а твои дети породнятся с детьми русских царей. Вот что получишь ты, если не тронешь обитель».
Предание гласит: той же ночью Эжен де Богарне отдал приказ прекратить грабеж. Святыни, древние иконы — все осталось нетронутым. Через полтора года, в апреле 1814-го Наполеон подпишет в Париже отречение от престола, и это будет концом великой армии, чей предводитель планировал покорить мир. Эжен де Богарне даст слово не поддерживать более Наполеона, в ответ российский император Александр I предложит рассматривать Богарне как кандидата на французский престол. Но вместо этого родственник Наполеона осядет в своих баварских владениях и навсегда удалится от политических дел. Его младший сын Максимилиан в 1839 году женится на великой княжне Марии Николаевне, дочери Николая I. «Русский старец сохранил мне жизнь в 1812 году под Москвой, — иногда, пустившись в воспоминания, рассказывал Богарне. — Был он бос и сед, и перепоясан грубой верёвкой. Имя старца было Савва…».
В 1919 году раку с мощами Саввы вскрыли и изъяли большевики, выполняя постановление Народного комиссариата юстиции. В том же году их перевезли на Лубянку, и в следующие годы советской власти они считались утерянными.
Второе обретение и перенесение мощей произошло в 1998 году. Эту историю и сегодня многие называют чудом. Вышло так, что в начале 1920-х годов мощи преподобного попали к сотруднику Государственного исторического музея Михаилу Успенскому. По воспоминаниям Успенского, однажды его вызвали на Лубянку и там дали серебряное блюдо, накрытое материей. «Блюдо имеет историческую ценность, и его нужно отдать музею, — сказал чекист. — На блюде — останки Саввы Сторожевского. С ними делайте, что хотите». Все следующие годы Успенский хранил мощи преподобного в своей квартире. В 1985 году его наследники передали святыню церкви: ее поместили в Свято-Данилов монастырь в Москве.
Согласно монастырскому преданию, незадолго до смерти преподобный Савва сказал: «Придет время, на земле люди забудут Бога и будут над Ним смеяться, к власти придет антихристова сила. Она выгонит меня из монастыря, но я совсем не уйду. Я переселюсь в другое место, где еще часть людей не забудет Бога, и я буду за них молиться перед концом света». Так сбылось сказанное святым: в 1998 году мощи Саввы торжественно вернулись в основанный им монастырь.