Пророк Самуил
2 сентября празднуется память пророка Божьего Самуила. ОН был пятнадцатым и последним судией Израильским и жил за 11 веков до Рождества Христова. Самуил — это один из тех немногочисленных ветхозаветных праведников, жизнь которого описана подробно, однако без каких-то духовных падений. Авраам в своё время родил Измаила, не дождавшись исполнения Божьего обетования, Иаков обманывал своего отца, Давид совершил прелюбодеяние и убийство. А Самуил от начала и до самого конца был с Богом.
Пророк Самуил происходил от колена Левиина, был сыном Елканы из Рамафаим-Цофима и Анны. Анна сильно скорбела о том, что не могла зачать ребёнка и много молилась Богу. Вот однажды, придя в Силом для поклонения Святой Скинии, Анна про себя помолилась ко Господу, упав перед Скинией, дав обет, что если Бог пошлет ей сына, она отдаст его в храм. Был же на ступенях храма и первосвященник Илий (Эли). Видя, как женщина стоит у дверей и шевелит губами, не произнося ни слова, он сначала подумал, что она пьяна и укорил её. Но Анна рассказала ему о своём горе: «Нет, я не пьяна, — сказала она, — но изливаю душу свою Господу». «Иди с миром, Бог Израилев исполнит прошение твое: даст тебе Господь по слову твоему», — сказал Илий. После этого вскоре Анна зачала и родила сына. И назвали его Самуил, что означает буквально «испрошенный у Бога, Бог услышал», и ещё до своего рождения он был посвящён Богу.
Когда Самуил немного подрос, Анна оставляет его при доме Илия (который в то же время был и судией над народом Израильским) для того, чтобы он служил при Скинии. Радость о его рождении у Анны, выражается в форме торжественного песнопения, которое приводится во второй главе книги Царств и которое, благодаря своей возвышенности и пророческому содержанию, вошло в состав ежедневного богослужения. Эта песнь стала третьей библейской песней канона на Утрене.
Утвердися сердце мое в Господе, вознесеся рог мой в Бозе моем, разширишася уста моя на враги моя, возвеселихся о спасении твоем <…> яко неплоды роди седмь, и многая в чадех изнеможе: Господь мертвит и живит, низводит во ад и возводит <…> да не хвалится премудрый премудростию своею, и да не хвалится сильный силою своею, и да не хвалится богатый богатством своим: но о сем да хвалится хваляйся, еже разумети и знати Господа, и творити суд и правду посреде земли: Господь взыде на небеса и возгреме: Той судит концем земли, праведен сый, и дастъ крепость царем нашым и вознесет рог Христа Своего.
1Цар. 2:1,5-6,10
Здесь впервые в Священном Писании звучит пророчество о Помазаннике. Если прежде пророчества о Христе, изображали Его, как семя жены, как чаяние народов, как жезл крепости, то здесь впервые Он называется Помазанником, по-еврейски – Мессией, или Христом по-гречески. Образ рога есть образ силы, благосостояния и победы. Когда говорится о том, что Господь «взыде на небеса и возгреме», то пророчествуется о вознесении Господнем.
Пророк возрастал в страхе Божием, и уже в 12 лет ему было откровение о том, что Бог покарает весь дом первосвященника Илия за то, что он не обуздывает своих нечестивых сыновей. Пророчество сбылось, когда филистимляне, убив 30000 израильтян (среди них были и сыновья первосвященника Офни и Финеес), одержали победу и взяли Ковчег Божий. Услышав об этом, первосвященник Илий упал с седалища навзничь у ворот и, сломав хребет, умер. Жена Финееса, до которой слух о происшедшем дошёл в тот час, когда рождался младенец, умерла со словами: «Отошла слава от Израиля, ибо взят Ковчег Божий» (1Цар.4:22).
По смерти Илия Самуил сделался судьей народа Израильского. При нем Ковчег Божий был возвращен из плена самими филистимлянами, а после обращения израильтян к Богу они вернули себе и все города, которые взяли филистимляне. Состарившись, пророк Самуил поставил своих сыновей Иоиля и Авию судьями над Израилем, но они не наследовали честности и правосудия отца, так как были корыстолюбивы. Тогда старейшины Израиля, желая, чтобы народ Божий был «как прочие народы» (1Цар.8:20), потребовали у пророка Самуила поставить им царя. Пророк Самуил увидел в этом глубокое падение народа, которым до того времени управлял Сам Бог, возвещая волю через святых избранников.
Оставляя должность судии, пророк Самуил спрашивал народ, не обидел ли он кого в продолжение своего правления, но никто не нашел за ним ничего. После обличения первого царя Саула в непослушании Богу пророк Самуил помазал на царство святого Давида, который находил у него прибежище, спасаясь от преследований царя Саула. Пророк Самуил скончался, достигнув глубокой старости. Жизнь его описана в Библии (1Цар.; Сир.46:16-23). В 406 году мощи пророка Самуила были перенесены из Иудеи в Константинополь.