Литургия Преждеосвященных Даров
Во время Великого поста, когда в будние дни не совершается Литургия, Православные христиане причащаются на особом богослужении — Литургии Преждеосвященных Даров. Это очень красивое богослужение совершается только в дни Четыредесятницы и Страстной седмицы: по средам и пятницам, в праздники 40 Севастийских мучеников, Первого и Второго Обретения главы св. Иоанна Предтечи, в четверг 5-й седмицы Поста («Стояние св. Марии Египетской»), а также в дни храмовых праздников. На этой литургии верные причащаются Святого Тела и Крови Христовых, заготовленных в предшествующий воскресный день и благоговейно сохраняемых в течение седмицы (недели) на Престоле в Алтаре храма. Хотя богослужение называется «литургией», по сути это – Вечерня, за которой подготовившиеся к этому христиане принимают Причастие Святыми Дарами, которые были освящены ранее, ближайшим воскресным днем.
Говоря о том, когда вошла в обиход эта служба, церковные историки отмечают, что традиция Причастия ранее освященными Дарами возникает, скорее всего, еще во времена первых христиан. Ввиду гонений они далеко не всегда имели возможность побывать на литургии, а потому имели при себе ранее освященные Дары, которые принимали с молитвой. В последующие века таким же образом причащались уединенно живущие отшельники, не имеющие священного сана, а также многие миряне, которые имели обычай забирать с литургии часть Даров, чтобы причащаться дома ежедневно.
О том, кто составил чинопоследование данного богослужения также известно мало. Традиционно ее надписывают именем Папы Римского, святителя Григория Двоеслова, жившего в VII веке и прозванного так за своё очень известное в христианском мире сочинение «Диалог (по-славянски – «двоесловие») о жизни италийских отцов». Однако, церковные историки еще в XIX веке установили, что это именование Преждеосвященной – позднейшее, возникшее в XVI веке. Христианский Восток таким образом выражал глубокое уважение Предстоятелю Римской Церкви, который ввел на Западе многие обычаи, принятые у восточных христиан – возможно, и эту литургию. Предполагают, что создать чин мог кто-то из великих восточных отцов, может быть, святитель Григорий Богослов. Но все же создатель чина точно не известен.
Само чинопоследование Литургии Преждеосвященных Даров состоит из нескольких непродолжительных служб, соединённых в одно богослужение: Часы (3-й, 6-й, 9-й), Изобразительны и Вечерня. Помимо положенных трёх псалмов и иных молитвословий, на каждом из Великопостных Часов читается также одна кафизма из Псалтири, а на 6-м Часе ещё и фрагмент из книги пророка Исаии. На Вечерне, которая затем «переходит» в Литургию Преждеосвященных Даров, есть несколько наиболее важных моментов, требующих от молящихся особого благоговения.
Во-первых, это чтение 18-й кафизмы сразу после великой ектении («Миром Господу помолимся»), разделённой на 3 части — «Славы». Во время первой части за закрытыми царскими вратами священник кладёт поклоны и перекладывает заготовленный на полной Литургии Агнец из хранилища на дискос. Во время второй части он также кладёт поклоны и кадит три раза Престол, на котором находится Агнец. Во время третьей части все молящиеся становятся на колени и склоняются ниц, а священник переносит Агнец на жертвеник, на котором вливает в Чашу вино, а затем покрывает Чашу и дискос, на котором лежит Агнец, покровцами и «воздухом».
Интересная особенность исполнения стихир на «Господи, воззвах…» на данном богослужении. Поскольку последней службой уходящего дня является 9-й Час, то на Вечерне, которая следует сразу после него, исполняются стихиры, посвящённые следующему дню и святому, память которого празднуется на следующий день. Однако, если празднуется память особо чтимого святого (полиелейный знак), то поются стихиры святому, чья память совершалась утром, т.е. происходит возвращение к прошедшему дню.
После совершения входа, возглашения прокимна и чтения первой паремии (как правило, отрывок из книги Бытия) произносится второй прокимен, после чего диакон возглашает: «Повелите!», все становятся на колени, а священник берет в руки кадило и свечу, оборачивается лицом к народу и показывает их народу со словами «Премудрость, прости. Свет Христов просвещает всех!». Этот возглас также связан, во-первых, с вечерним совершением этой службы, внесением светильника, а во-вторых, с присутствием оглашенных. Ведь Крещение по-другому называется «Просвещением», таким образом, этот возглас указывал на то, что скоро и этих людей осветит свет Господа через Таинство Крещения.
Если говорить о прокимнах, которые обычно предваряют какое-либо чтение из Писания, то нужно отметить такую особенность Великопостных богослужений. Как правило, прокимен соотносится с тем текстом из Писания, который он предваряет — это «сильный стих», взятый из Псалтири, характеризующий предстоящее чтение. Что касается Великопостных прокимнов 6-го Часа и Вечерни, то это это стихи из псалмов, начиная с 1-го (6-й Час понедельника первой седмицы Великого Поста) и заканчивая 137-м (Вечерня Великой Среды). Таким обазом, можно взять эти стихи и выстроить их один за другим в своеобразный «избранный псалом».
После второй паремии исполняется ещё один великий прокимен — стихи 140-го псалма «Да исправится молитва моя». Во время него все молящиеся по традиции становятся на колени, а священник кадит престол и жертвеник со Святыми Дарами. Этот прокимен обычно поют либо канонарх (один певец), либо трио, либо хор. На него писали свои композиции, которые и сейчас часто поются в храмах, такие композиторы, как Д.Бортнянский, протоиерей П.Турчанинов, П.Чесноков, П.Чайковский и другие. В настоящее время это очень торжественный и трогательный момент Литургии Преждеосвященных Даров.
Ещё один важный момент данной службы — перенесение Святых Даров с жертвеника на престол (великий вход). Священник берет дискос и Чашу и несет их через солею на престол. Диакон идет перед ним с кадилом и свечой, а весь народ опускается на колени и склоняется ниц. Во время этого входа хор поет особую песнь: «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы, се жертва тайная совершена дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа». После великого входа завеса Царских врат закрывается лишь наполовину как символ того, что эта Литургия не полная (главная часть Литургии – Анафора или Евхаристический канон отсутствует), и затем мы уже готовимся ко Причастию.
Наконец после ряда возгласов священник произносит: «Преждеосвященная Святая святым» – то есть что Преждеосвященные Святые Дары предлагаются нам, святым по призванию. Затем причащаются священники и диаконы, приготовляются Дары для Причастия, после чего выносится Чаша и совершается причащение всех людей. Завершается Литургия Преждеосвященных Даров, как и обычная Литургия, только вместо обычной заамвонной молитвы «Благословляяй благословящия Тя, Господи» читается особая молитва «Владыко Вседержителю, Иже всю тварь премудростию соделавый», в которой мы просим Господа совершить нам подвиг поста и поклониться Святому Воскресению Христову.
Литургия Преждеосвященных Даров является неотъемлемой частью богослужений Великого поста. Не побывав на ней, нельзя до конца прочувствовать покаянное и особенное время Святой Четыредесятницы.