Собор Новомучеников и исповедников Церкви Русской
В истории Вселенской Церкви никогда не было таких масштабных и всеохватывающих, долгих и непрерывных гонений, как в России в XX веке. В первые три века существования христианства гонения носили локальный характер и длились не более нескольких лет. Даже самое страшное гонение Диоклетиана и его преемников, начавшееся в 303 году, продолжалось всего 8 лет.
Гонения в России распространились по всей территории огромной страны, занимавшей 1/6 часть планеты; охватили все организации — учебные, хозяйственные, административные, научные; все слои общества и все возрасты: от детей, подвергнутых безбожному воспитанию и преследованиям за веру в детских садах и школах, до глубоких стариков. Вспомним расстрел в 1918 году детей — царственных мучеников и расстрел в 1937 году 81-тилетнего священномученика митрополита Серафима (Чичагова), который по болезни уже не мог ходить.
Сам священномученик митрополит Серафим (Чичагов) сказал такие пророческие слова о периоде гонений на Русскую Православную Церковь: «Православная Церковь сейчас переживает время испытаний. Кто останется сейчас верен святой апостольской Церкви – тот спасен будет. Многие сейчас из-за преследований отходят от Церкви, другие даже предают ее. Но из истории хорошо известно, что и раньше были гонения, но все они окончились торжеством христианства. Так будет и с этим гонением. Оно окончится, и православие снова восторжествует. Сейчас многие страдают за веру, но это – золото очищается в духовном горниле испытаний. После этого будет столько священномучеников, пострадавших за веру Христову, сколько не помнит вся история христианства».
Когда смотришь на этот собор новомучеников, то видишь, насколько разные люди его составляют. Какие разные люди в то время проявили твердость, показали свою верность Христу. Среди них есть и великие князья, и самые простые русские женщины из деревни. Среди них есть глубоко образованные богословы, архиереи и Христа ради юродивые. Среди них есть приходские священники и монашествующие. Люди самых разных образов жизни, которые явили свой подвиг в XX веке.
Что же их объединяет? Какие черты были у всех них, и какие черты привели их ко спасению, к вечной жизни? Наверное, можно выделить три основные черты, которые отличают всех новомучеников Церкви Русской.
Первая – это вера. И вера, разумеется, не просто как признание факта существования Бога. Такая вера была у очень многих людей в Советском Союзе. Многие хотя и не могли открыто о ней заявить, но при этом существование Бога признавали. Это, кстати, показала перепись населения 1937 года, где более половины населения нашей страны назвали себя верующими. Но при этом вера новомучеников другая – это вера именно как верность, как верность Богу и глубокое убеждение в том, что Господь – Вседержитель и что ничего не происходит без Его воли. В творениях, письмах, проповедях очень многих новомучеников мы встречаем такую мысль, что те гонения, которые постигли Русскую Церковь, то тяжелое время, которое пришло на нашу родину, произошло не без воли Божией. Это Господь попустил для исправления и вразумления. Люди не просто верили в Бога, они были уверены в том, что все, что ни делается, – все делается по Промыслу, по воле Божией либо по попущению Божию.
Вторая черта, которая объединяет всех новомучеников Русской Церкви, – это мужество. То мужество, которое они проявили в период гонений. Опять же, можно было быть верующим человеком, даже вслух не отрекаться от Христа, но просто не нести какое-то активное церковное служение. И вполне можно было бы так тихо, оставшись незамеченным, жить совершенно спокойно, но они поступили иначе. Они даже в это тяжелое время проявляли активность, служили Христу, служили Его Церкви.
Многие из новомучеников именно после революции, когда уже начались гонения, приняли священный сан. В это тяжелое время, понимая, что Церковь нуждается в защите, нуждается в верных пастырях, приняли это служение. Так было со святителем Лукой Крымским, священномучеником Сергием Мечёвым и многими другими новомучениками, которые шли на это служение, прекрасно понимая, что их будет ждать.
Священномученик Петр, митрополит Крутицкий провел в заключении более десяти лет, при этом несколько лет он вообще не видел солнечного света, его держали в тюрьме. И власти требовали от него даже не отречения от Бога, а всего лишь снятия должности местоблюстителя, снятия с себя управления Русской Церковью. Казалось бы, ничего такого страшного. Но митрополит Петр говорил, что не он сам принял на себя это служение и без соборного решения снять его с себя не может. И в итоге томился в тюрьмах и уже в глубокой старости был расстрелян.
И третья черта, которая также отличает всех новомучеников, – это церковность. Все они были людьми церковными, любили Церковь и все, что с ней связано, и поэтому готовы были за нее жизнь положить.
Например, страстотерпица царица Александра. Про нее вспоминают, что на богослужении она любила перед собой на аналое раскрыть богослужебные книги и следить за тем, что читается и поется на службе, – замечательный пример для всех нас. Священномученик Петр Воронежский говорил своему келейнику: «Твой Петр во всем грешен, только устав никогда не нарушал». А когда совершал уставные панихиды с кафизмой, с каноном, постом с грустью говорил: «Кто послужит по мне такую панихиду?».
Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский в своих проповедях, обращаясь к людям, говоря о Божественной литургии, призывал бывать на ней по возможности часто, каждый день и даже называл потерянным тот день, когда человек не был на Божественной литургии.
Эти вроде бы мелочи показывают, как эти люди любили Церковь, любили богослужения и все, что с Церковью связано. Эти три их основные добродетели – их вера, верность Христу, уверенность в Нем, их мужество и их церковность – и являются заветом новомучеников для всех нас.
Давайте будем достойны их памяти. Будем стараться взращивать в себе эти три основные добродетели: веру, мужество и церковность – те добродетели, которые и привели этот великий сонм наших святых в Царствие Небесное. Аминь.
Источник: Сретенский монастырь