Предпразднство Крещения Господня
С сегодняшнего дня начинается предпразднство Богоявления, которое продлится не один, а четыре дня. Хорошо известно, что праздники Рождества и Крещения не случайно находятся рядом друг с другом и имеют общие богослужебные особенности — почти весь IV век на Востоке (а в Иерусалиме — даже и позже, до середины V века) воспоминания этих двух событий, а также еще одного, первого чуда Христа на браке в Кане Галилейской, были объединены в общем торжестве Явления Бога людям: и в Его вочеловечении, и в явлении народу, и в чудесах.
Аналогично первому дню рождественского предпразднства установлены несколько авторских стихир. Первая из них надписана именем самогó Иоанна Монаха.
Светел убо мимошедший праздник, светлейший же, Спасе, приходящий: он Ангела имеяше благовестника, и сей Предтечу обрете предуготовителя. Он кровем изливаемым, яко безчаден, рыдаше Вифлеем, и сей водам благословенным многочадна познавается купель. Тогда звезда волхвом возвести, ныне же Отец миру Тя показа. Воплотивыйся и паки грядый яве, Господи, слава Тебе!
Перевод (с греческого): Ярким [был] прошедший праздник, а наступающий, Спасе, — еще ярче!
Тот имел благовестником ангела, а этот обрёл приготовителем — Предтечу. В тот Вифлеем рыдал, при пролитии [множества] крови, как бездетный, — а в этот купель познается, при благословении вод, как многодетная. Тогда волхвам [о Тебе] подсказала звезда, — а ныне Отец миру [на] Тебя указал,
Воплотившийся и снова Грядущий во плоти, Господи, слава Тебе!
Как видно, стихира основана на сопоставлении Рождества и Крещения: ангел-благовестник Рождества Христова. Речь идёт, прежде всего, о Благовещении Пресвятой Деве Марии (Лк.1:28-31), но также и о явлении ангела Иосифу (Мф.1:20) — и Иоанн Креститель; массовое кровопролитие при убиении вифлеемских младенцев — и благословение вод крещальной купели; звезда Рождества — и глас Отца при Крещении Христовом (Мк.1:11 и параллельные места).
Многие другие песнопения предпразднства Богоявления построены по тому же принципу; вполне возможно, что процитированная стихира стала для некоторых из них образцом.
Другие песнопения предпразднства осмысляют евангельский рассказ о Крещении как таковой, ветхозаветные прообразы события, различные его богословские аспекты — прежде всего, избавление человечества от Адамова греха в домостроительстве Христовом:
Паки Иисус мой очищается во Иордане — паче же очищает грехи наша! грядет бо воистинну на Крещение, омыти хотя Адамово рукописани — и рече ко Иоанну: «Гряди, послужи, о Крестителю, таинства страннаго главизне. Гряди, простри руку твою скоро и прикоснися верху´ Стершаго змиеву главу и Отверзшаго рай, егоже затвори преступление лестию змиевою вкушением древа иногда».