Вход Господень в Иерусалим
Вход Господень в Иерусалим (Неделя ваий, Вербное воскресение) — двунадесятый праздник, который совершается в шестое воскресенье Великого поста и установлен в воспоминание торжественного входа Господня в Иерусалим. Праздник этот переходящий, то есть дата его каждый год меняется и зависит от Пасхи.
Торжественному входу Господа в Иерусалим предшествовало чудо воскрешения Лазаря из Вифании.
Господь и раньше воскрешал умерших, вскоре после смерти. Но это чудо особенно потрясло всех присутствовавших, ведь от умершего уже исходил запах тления, он был погребен и четыря дня пролежал во гробе. Многие, видевшие и слышавшие об этом событии, уверовали во Христа.
На следующий день (за пять дней до иудейского праздника Пасхи) Господь подошел к селениям Виффагия и Вифания у Елеонской горы вместе со Своими учениками. Он поручил двум из них привести Ему молодого осла, на которого никто никогда не садился.
Когда они исполнили повеление, Христос сел верхом и стал спускаться с горы к Иерусалиму под приветственные возгласы учеников и народа, которые постилали свои одежды и срезанные с деревьев ветви на Его пути, радостно восклицая: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф.21:9; Мк.11:9; Лк.19:38; Ин.12:13).
Приблизившись к Иерусалиму, Спаситель со скорбью смотрел на него. Он знал, что народ отвергнет Его — своего Спасителя — и Иерусалим будет разрушен.
Иисус Христос заплакал о нем и сказал: «О, если бы ты хотя в этот твой день узнал, что служит к миру (т. е. спасению) твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих (т. е. ты упорно закрываешь глаза на все Божие благоволение, посылаемое тебе).
Придут на тебя дни, когда враги обложат тебя окопами и окружат тебя и оттеснят тебя отовсюду и разорят тебя, побьют детей твоих и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал (не захотел узнать) времени посещения твоего» (т. е. времени, когда Господь посетит тебя).
Христос вошел в Иерусалим через Золотые ворота, упомянутыми в пророчествах Иезекиля:
«И сказал Господь: ворота эти будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими. Ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» книга пророка Иезекииля (44:1-3)
(После захвата Иерусалима турками, Сулейман Великолепный приказал в 1541 году замуровать ворота).
Когда Иисус Христос вошел в Иерусалим, весь город пришел в движение, и спрашивали не знавшие Его: «Кто это?». Народ отвечал: «Это — Иисус, пророк из Назарета Галилейского», и рассказывали при этом, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.
Спаситель вошел в Иерусалим, где перед праздником ветхозаветной Пасхи собралось множество паломников. Его встречали как победителя. Книжники и первосвященники, искавшие малейшего повода, чтобы убить Исуса Христа. Хотели умертвить и воскрешенного Лазаря.
Вход Господа в Иерусалим, его торжественную встречу описывают все четыре Евангелиста. Сама поездка на осле, согласно евангелистам, была осуществлением пророчества Захарии (Зах.9:9):
Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий; Он кроток и восседает на подъяремной и осленке молодом.
Ослица и молодой осел, еще не ходивший под седлом, символизировали ветхозаветный Израиль и язычников, которые также уверовали во Христа.
Народ встречал Христа как победителя и триумфатора, но Господь шел в Иерусалим не для земной власти, не для того, чтобы освободить евреев от власти захватчиков-римлян. Он шел на страдания и крестную смерть.
Вход Господень в Иерусалим соответствует времени избрания ветхозаветных пасхальных агнцев; в данном отношении торжественное шествие Христа в Иерусалим соответствовало шествию Его на вольные Страдания, как Новозаветного Агнца.
Пройдет всего несколько дней, и вновь соберется множество народа. Но на сей раз толпа будет кричать: «Распни, распни Его!».
С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица — последняя и самая важная часть Великого поста.
В XVI–XVII вв. на Руси в Москве, Великом Новгороде и других больших городах существовал обычай совершать крестный ход в день праздника особенным образом. В Москве торжественный крестный ход направлялся из Успенского собора Кремля к собору Покрова на Рву (храму Василия Блаженного), один из приделов которого был освящен во имя входа Господня в Иерусалим. Патриарх ехал на молодом осле, которого вел под узцы царь. Чаще всего «осел» был символическим — конь светлой масти.
На Руси этот обычай возник не самостоятельно, а был заимствован у греков. В Константинопольской церкви «шествие на осляти» было известно еще в IX–X вв. Самое раннее русское свидетельство такого обычая имеется в расходных книгах Софийского собора Великого Новгорода за 1548 год.
Новгородский наместник водил осла, на котором сидел архиепископ. Процессия шла из Софийского собора до храма Входа Господня в Иерусалим и назад.
Известно, что такая церемония проводилась в XVII веке также в Ростове Великом, Рязани, Казани, Астрахани и Тобольске. В конце XVII века обычай был упразднен.