Молитесь за усопших! Слово священномученика Иоанна (Поммера), архиепископа Рижского
В Покровскую Родительскую субботу Церковью празднуется память священномученика Иоанна Рижского, о котором мы писали на страницах агиографического календаря «Аксиос». Епископская хиротония будущего священномученика Иоанна состоялась в 1912 году в Александро-Невской Лавре собором епископов во главе с митрополитом Московским Владимиром и митрополитом Киевским Флавианом. Владыка Иоанн был назначен епископом Слуцким, викарием архиепископа Минского Михаила. Однако вскоре Иоанну Поммеру пришлось расстаться с Минском. Он совершает епископское служение в Одессе, а после кончины архиепископа Херсонского Димитрия в 1913 году назначается в Таганрог на вновь открытую Приазовскую кафедру (1913–1917). Затем он был епископом (позднее – архиепископом) ряда районов России, включая Саранск, Екатеринослав, Пензу, другие районы и города.
Наступало время трагических потрясений Первой мировой войны и 1917 года. В этот период церковной смуты именно преосвященный Иоанн, возведенный в сан архиепископа, получает новое назначение на пост архиепископа Пензенского и Саранского. Авторитетный, мудрый пастырь ведет успешную борьбу с приверженцами новых религиозных движений. Вождям новой власти архиепископ Иоанн представлялся очень опасным человеком, которого следовало бы обезвредить. Неправедные и жестокие гонители собрали всю клевету, когда-либо воздвигавшуюся на владыку. В сентябре-октябре 1918 года и в октябре 1919 года-феврале 1920 года по надуманным предлогам он был арестован. Когда под давлением верующих архиепископа Иоанна освободили, на него было совершено несколько покушений.
В августе 1920 года он избран на кафедру Архиепископа Рижского и Латвийского. Ввиду неотступности просьб латвийской паствы Патриарх Тихон дал окончательное согласие на отъезд архиепископа Иоанна в Латвию, удостоив его благодарственной грамоты. 24 июля 1921 года архипастырь прибыл в Ригу и был встречен крестным ходом у вокзала. По ходатайству архиепископа Иоанна, 21 июня 1921 года решением Патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего Церковного Совета Латвийская Церковь получила автономию в составе Российской Церкви. В 1926–1931 годах архиепископ Иоанн избирался депутатом латвийского Сейма, где активно защищал интересы Православной Церкви. В 1926 году архипастырь добился принятия закона о юридическом положении Православной Церкви в Латвии, согласно которому Церкви и ее учреждениям принадлежали права юридических лиц, гарантировались имущественные права, разрешалось создание религиозных школ, учреждение православных обществ и союзов, а решения духовной власти в канонических делах не подлежали обжалованию в светских учреждениях. 1 декабря 1926 года вновь открылась Рижская духовная семинария.
С 1921 по 1930 год было построено и освящено десять новых православных храмов, четыре новых храма находились в стадии построения, а нескольким приходам были выданы разрешения на строительство храмов. Благолепием некоторые церкви превзошли свое довоенное состояние. Кроме того, владыка решительно выступал в защиту интересов русского населения Латвии. При его участии были приняты законы, регламентирующие открытие русских учебных заведений. Основные русские школы и гимназии стали получать пособия из фонда культуры. Увеличилось количество русских учебных заведений, открылись народные библиотеки, улучшилось дошкольное образование.
Архиепископ Иоанн мужественно противостоял всем невзгодам. Однако здоровье было подорвано, и он вынужден переехать на архиерейскую дачу у Кишозера, где жил без охраны. Свободное время владыка проводил в молитве, трудился в саду, занимался столярным трудом. В ночь с 11 на 12 октября 1934 года архиепископ Иоанн принял мученическую смерть: убийцы пытали его, смертельно ранили выстрелом, а затем сожгли дом и тело. В 2001 году решением Священного Синода Русской Православной Церкви архиепископ Иоанн прославлен к общецерковному почитанию в Соборе новомучеников и исповедников Российских. В сентябре того же года на очередном Соборе Латвийской Православной Церкви принято Определение о канонизации священномученика Иоанна. Спустя месяц в Рижском кафедральном соборе Рождества Христова были совершены Литургия и чин канонизации в присутствии президента Латвии. Архиепископ Иоанн причислен к лику святых также Русской Православной Церковью за границей и Сербской Православной Церковью. В 2003 году состоялось перенесение обретенных незадолго до того мощей владыки из Покровского кладбищенского храма в Христорождественский кафедральный собор. По благословению митрополита Рижского Александра (Кудряшова) в 2006 году учреждены орден и медаль священномученика Иоанна Рижского.
* * *
Не хощу вас не ведети о умерших, да не скорбите… Аще бо веруем, яко Иисус умре и воскресе.1Сол. 4:13–14
Смерть близких, дорогих нам людей является одним из самых тяжких испытаний, посылаемых Господом Богом нам, немощным, в этой временной жизни. Нет горше слез, чем слезы матери по безвременно отошедшим в могилу любезным сердцу чадам. А с горем вдовиц и сирот какое горе сравнится? Однако ко всем этим глубоко несчастным людям, по взгляду мира, безутешным людям Господь и Спаситель наш обращается с увещанием: «Не плачьте!» Их же увещает и святой апостол Павел: «Не скорбите!» Что значит это? Конечно, не то, что мы должны из сердца выкинуть, забыть дорогих нам покойников. Нет. Мы должны любить их по смерти, как любили при жизни их, но не скорбеть об их смерти, ибо для нас, христиан, общение любви с дорогими нам лицами смертью не расторгается. Сам Господь даровал нам благодатные средства для такого общения. К ним относится прежде всего молитва. Она и между живущими, но разлученными друг от друга на земле есть самое лучшее средство духовного общения. Так, святой апостол Павел всегда молил верующих: непрестанно молиться о нем, чтобы Господь дал силу и действенность его слову и проповеди, равно как и сам непрестанно молился о них, чтобы Господь утвердил их в вере и жизни христианской. И нет сомнения, что молитва верующих вспомоществовала апостолу, а его молитва – верующим.
Поразительный пример силы и действия взаимной молитвы находим в Деяниях святых апостолов. Святой апостол Петр, заключенный в темнице, спал между двумя воинами. «Молитва же бе прилежна бываемая от Церкве к Богу о нем» (Деян. 12:5). Что же было следствием этой молитвы? В ту же ночь Ангел Господень явился в темницу, разбудил спавшего апостола и вывел его из темницы. Тем более сильна и действенна молитва в отношении к душам умерших, для которых по разлучении с телом нет других утешений, кроме молитвы, и нет других радостей, кроме радования о Господе. Несправедливо, как думают некоторые, что нужды наших усопших братии нам неизвестны. Духовные нужды одни и те же и у живых, и у умерших: милость и благоволение Отца Небесного, прощение и оставление грехов и прегрешений наших, благодатная помощь Божия в исполнении всех намерений и желаний благих и богоугодных, мир и покой сердца и совести – вот что дороже всего для живых и умерших. «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих», – вот всегдашняя молитва и матернее благожелание Святой Церкви душам почивших. Об этом же должно молиться и нам… Быть может, иная душа связала себя узами земных привязанностей: оплетшись житейскими попечениями при жизни, она не может освободиться от них и по смерти. Земные помышления о доме и домочадцах, о приобретениях и стяжаниях еще тяготят ее, мучают ее, не дают ей свободно устремить весь ум и сердце к единому Богу. Помолитесь же о такой душе, да упокоит ее Господь в тихом пристанище Своего Царствия, да истребит и попалит в ней огнем благодати Своея память о житейских попечениях, да возгреет в ней любовь и желание вечных сокровищ, да упокоится она в сладчайшем уповании блаженства вечного.
Быть может, иная душа, исповедавшаяся в предсмертный час торопливо и смутно, в полузабвении и смятении чувств, сокрушается и скорбит теперь, что не успела благовременно принести Богу покаяние истинное, полное, очистить грехи свои слезами сокрушения. Сознание не исповеданных и непрощенных грехов мучит, терзает ее. Помолитесь и о такой душе страдающей, да упокоит ее Господь Бог под кровом Своего неистощимого милосердия, да приимет хотя позднее, но искреннее раскаяние ее и да подаст ей оставление грехов. Но кто исчислит все узы, которыми душа наша может связать себя в этой жизни и остаться связанною на всю вечность? Один позавидовал своему ближнему в глубине души своей и уже наложил узы на душу свою. Или посмеялся недостатку ближнего своего и сделался, по слову Господа, повинным геенне. Иной сказал лживое слово и сделался сыном отца лжи. «Аще беззакония назриши, Господи, Господи! кто постоит». Посему, как бы свята ни была жизнь человека, никто не может поручиться, что он перейдет в мир иной вполне примиренным с Богом, что молитвенное заступничество живых собратий ему не нужно. Не было ли глубоко и искренне покаяние святого Ефрема Сирина? Но и он, предчувствуя кончину, молил ближних своих: «О, братие, напутствуйте меня в горний мир молитвами, псалмопением и приношениями. Когда же исполнится 40 дней по смерти моей, совершите по мне память, потому что мертвым помогают молитвы и приношения, совершаемые живыми» (Творения Ефрема Сирина, т. VII).
Другое средство общения живых с умершими – это милостыня. «Желаешь ли почтить умершего, принести ему дар, почти его милостынями, благотворениями и служениями» (святитель Иоанн Златоуст). Пошлите умершим в горний мир дары через руки нищих, страждущих. Сотворите по силе своей милостыню во имя усопших и будьте уверены, что дар ваш дойдет по назначению. Порукою сему Господь наш Иисус Христос, сказавший: «Понеже сотвористе единому сих братии моих меньших, Мне сотвористе» (Мф. 25, 40). А Он ли, Всемогущий, останется в долгу у нас? Напитай во имя Его алчущего и жаждущего напои, и Господь насытит душу усопшего брата твоего явлением пресветлого, радостнотворного лица Своего и напоит его из источника благодати Пресвятого Духа Своего.
Быть может, обнаженная добрых дел и окаянная грехами душа сродника твоего стыдится пред святыми Ангелами и сама укрывается от лица Божия во тьме и мраке преисподней? Одей во имя ее наготующего, омый ноги утомленному путнику, укрой и упокой пришельца, и Господь милосердый облечет ее одеждою заслуг своих, украсит ее порфирою оправдания Своего, омоет греховные нечистоты честной кровью Своей.
Быть может, душа друга твоего – связанная пленница грехов и томится в темнице неведения лица Божия? Поспеши во имя ее в темницу, облегчи сердце узников состраданием и помоги им, и Господь пошлет светлых Ангелов утешить душу друга твоего в скорби, укрепить ее надеждой, обрадовать ее обетованием милости Божией.
Быть может, переселившаяся отселе душа в мир духовный, не сблизившись молитвой с его святыми обитателями, явилась в мир горний, как в страну чуждую и несродную, не находит себе духовных сродников в горнем Сионе? Укрой во имя ее странника, прими и упокой неимущего где главу свою подклонити, и Господь дарует ей одну из светлых обителей в доме Отца Своего, а души праведников примут ее в светлое и радостное свое общество. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Если мы хотим облегчить мучение грешника, будем подавать во имя его милостыню, и, хотя он и недостоин, Господь облегчит его, сжалится над ним».
Молясь об усопших, творя милостыню во имя их, надо, братие, заблаговременно помышлять и о своей смерти, готовиться к ней, чтобы не перейти в будущую жизнь связанными какими-либо узами греховными и не прийти там на место мучения. Мало ли, много ли Господь судит нам прожить на земле, но то несомненно, что вся настоящая жизнь наша есть дорога к смерти и преддверие вечности, что лучше и драгоценнее христианской кончины, мирной, непостыдной, покаянной, не можем приобрести ничего в этой жизни. Кто благочестно пребывает в теле, тот благочестно и разлучается с ним. Кто с Господом живет, с Господом и умирает. Кто усердно служит Господу до смерти, тот с Господом будет и по смерти. «Идеже есм Аз, ту и слуга Мой будет. Аще бо веруем, яко Иисус умре и воскресе, тако и Бог умершия во Иисусе приведет с Ним».