11 августа — рождество святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских

Рождество Николая Чудотворца — праздник с интересной историей. Не известно точно, когда и где он был впервые установлен. Отмечался ли он в Византии или принадлежит числу русских дней памяти? Какой «статус» имел он в ряду других памятей церковного года? До недавнего времени он не встречался ни в одной современной Поместной Православной Церкви. Праздник рождества святителя Николая был возрождён в России не так давно – в 2004 году — по благословению патриарха Алексия II, а вот в календаре окончательно закрепился только в прошлом году, а до этого были лишь упоминания о существовании в этот день в Минее богослужебных текстов в честь празднования рождества святителя.

Считается, что святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских родился в этот день в 258 (270?) году в греческой колонии в Малой Азии. Николай был из христианской семьи, он рано посвятил себя служению во имя Господа. Став епископом, святитель прославился набожностью, а также добротой, милосердием и скромностью, он был известен как бессребреник. Святому Николаю приписывают многочисленные чудеса, вплоть до воскресения мёртвых.

Этот праздник имеет древние исторические корни (известен уже с XII–XIII веках). Прямые свидетельства о праздновании Рождества Святителя в Новгороде относятся к XVI веку. В Чиновнике Софийского собора записано, что празднование сопровождалось крестным ходом «от Софеи к Николе Чудотворцу на Розважу». В 1556 году в Новгороде был основан монастырь, посвященный Рождеству Святителя, как говорится в летописи, монастырь на Розважи улицы Николая Чудотворца Рождение.

Рукопись со службой Рождеству св. Николая была писана в Великом Новгороде в 1657 году. Далее след этой службы ведет вглубь России, в том числе в Троице-Сергиеву Лавру. Именно в лаврской библиотеке был обнаружен ещё один список этой службы Рождеству св. Николая. Он датирован 1723-м годом.

В царствование императрицы Екатерины Великой общецерковное празднование Рождества святителя Николая Чудотворца в России было упразднено, возможно, именно потому, что оно отсутствовало в месяцесловах других Поместных Православных Церквей того времени.

В Православной Церкви, кроме Рождества Господа нашего Иисуса Христа, празднуются дни рождения лишь трёх святых людей – Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи и святителя Николая. И если воспоминания рождения Божией Матери и Предтечи Господня Иоанна теснейшим образом связаны с пришествием в мир Спасителя, составляют некий пролог к этому событию, то рождество Николая Чудотворца стоит особняком. И это поистине удивительно и выделяет святителя Николая из числа многих других прославленных святых — праведников и угодников Божьих.

Похожие записи