Введение во Храм Пресвятой Богородицы
В этот день православные христиане вспоминают, как святые праведные Иоаким и Анна привели свою трёхлетнюю дочь — Пресвятую Богородицу — в Иерусалимский Храм. Сделали они это, чтобы исполнить свой обет перед Господом — посвятить дочь служению Ему. С этого дня Дева Мария жила при Иерусалимском Храме — до того самого момента, как была обручена праведному Иосифу. Введение в Иерусалимский Храм трёхлетней Богородицы стало предысторией удивительных событий, которые начали в скором времени происходить в древнем Израиле. Появление Девы Марии в храме Соломона стало пророчеством о том, что этой Девочке, неожиданно родившейся от бедных и старых родителей, уготована удивительная судьба. Именно со введения во храм начался Ее путь, который привел к рождению Иисуса Христа и тому, что наши грехи были искуплены.
Мы не найдем упоминания о событиях этого праздника в канонических Евангелиях, но о нём нам говорит Церковное Предание (которое почитается наравне со Священным Писанием). А именно — «История Иакова о рождении Марии», или «Протоевангелие Иакова» (II век), и «Евангелие Псевдо-Матфея» (латинская версия детства Девы Марии и Иисуса, сложившаяся к IX—X векам, но основанная на более ранних «евангелиях детства»).
Родители Девы Марии — Иоаким и Анна — вели праведную жизнь, но долгое время оставались бездетны. Когда же, наконец, у них появилась долгожданная Дочь, они поняли, что старость не позволит им достойно заботиться о Наследнице их рода. Потому они дали обещание Богу отдать Ребёнка на воспитание в главное святилище Израиля — Иерусалимский храм. При нём существовал особый приют для девочек, где о них хорошо заботились, а также учили всему необходимому для самостоятельной жизни.
Когда Богородице исполнилось три года, Иоаким и Анна привели Её в храм. Там Марию встретил священник Захария вместе с другими воспитанницами. По вдохновению свыше Захария ввёл Богородицу в храм и открыл для Неё завесу Святое святых — главной части храма. Это был очень смелый поступок. Ведь в Святое святых мог заходить только первосвященник и только раз в год.
Мария оказалась в самом сердце храма, конечно же, не случайно. Святое святых к тому времени пустовало, поскольку лишилось своей главной составляющей — ковчега завета, важнейшей святыни Израиля. Ковчег, в котором лежали каменные скрижали Моисея, жезл Аарона и иные реликвии, исчез во время вторжения вавилонских войск. Ковчег был, конечно, важен сам по себе. Но в то же время являлся символом — совершенной святости. Воплощением таковой святости и стала Дева Мария. Новый ковчег завета. Уже не только Израиля, но всего мира.
Как говорит Церковное Предание, праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы был известен уже в первые века христианства. Равноапостольная императрица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. А в IV веке о празднике писал святитель Григорий Нисский. Широкое распространение праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы получил лишь с IX века. Георгий Никомидийский и Иосиф Песнописец написали два канона для богослужения этого дня. На иконах, посвященных событиям Введения во храм Пресвятой Богородицы, сама Божия Матерь изображается в центре композиции. На ней надет мафорий — традиционная одежда замужних женщин. Рядом стоят святые праведные Иоаким и Анна — родители, которые привели её в Иерусалимский Храм. Сам храм чаще всего изображается в виде кивория (шатер, сень над престолом). Встречает Деву Марию священник Захария, будущий отец пророка Иоанна Предтечи. Также на иконе мы видим лестницу из пятнадцати ступеней — по Преданию, трёхлетняя Богородица преодолела их самостоятельно, без помощи взрослых.
Праздник Введения — праздник надежды, искреннего упования на Бога. На примере святых Иоакима и Анны мы учимся не опускать рук, но верить и доверять Богу. Доверять Ему даже тогда, когда, казалось бы, не осталось сил. Древний Израиль, утратив свою великую святыню, верил и надеялся, что вместо ковчега завета Господь пошлёт ему нечто иное. И миру была явлена Дева Мария. Подобным образом призваны поступать и мы. Не диктовать Богу список своих желаний, а прислушиваться к Его промыслу, следуя которому мы получим то, что действительно необходимо именно нам, то, на что и надеяться ранее не смели.