Чин погребения Пресвятой Богородицы
Отличительная особенность праздника Успения — Чин Погребения Пресвятой Богородицы. Он был составлен по подобию утрени Великой субботы. Полное название этой необычной службы, согласно изданному на русском языке в XIX веке тексту, «Похвала, или священное последование на святое преставление Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии». Песнопения этой службы рассказывают не только о событиях одного дня, но затрагивают множество связанных с ним тем. В них соединяются скорбь апостолов, участвующих в погребении Богородицы, и всеобщее ликование от Ее прославления.
Как известно, помимо официальной службы Успению Пресвятой Богородицы, существует чин погребения Божией Матери. До революции он совершался в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры и был особенностью этого скита. В наши дни он очень широко распространился в практике Русской Церкви. Этот чин в XIX веке переведён с позднего греческого чина, совершаемого в настоящей иерусалимской Гефсимании. Главное дополнение в чине погребения, сравнительно с основным текстом службы праздника — припевы на 17-й кафизме, или похвалы (в рукописях они же называются величаниями либо макаризмами, от «Роди вси блажим (макарисомен) Тя…»). В приходской практике также их называют «статии», что некорректно: «статия» — это не припевы, а часть кафизмы (кафизма в данном случае разделена на три части).
Вообще говоря, в средневековье подобные припевы были известны и на другие праздники. Это, фактически, прототип будущих величаний, которые появились на очень позднем этапе (прижились только в Русской и Сербской Церквах, а, к примеру, у греков их нет). Также они близко родственны припевам на 9-й песни канона утрени. Сама 17-я кафизма, украшенная припевами, могла исполняться посреди канона, по 6-й его песни, что недалеко от 9-й. Так что на самом деле не так это и уникально — наличие особых припевов для 17-й кафизмы. Вернее, это уникально сейчас, поскольку помимо Успения эти припевы общеизвестны только для Великой субботы, но когда-то это было украшением для ряда праздников.
Поскольку среди Православных праздников Успение — один из главных, припевы для 17-й кафизмы составлялись для его службы неоднократно. Видимо, само их наличие в какой-то момент и вызвало к жизни чин погребения. Тот текст Успенских «похвал», который распространен сейчас, очень близко калькирует припевы Великой субботы.
17-я кафизма с припевами завершается особым циклом тропарей — евлогитариями (они же «тропари по непорочных»). В современных богослужебных книгах имеются евлогитарии воскресные («Ангельский собор…») и субботние («Святых лик…»). В древних рукописях сохранились евлогитарии и для некоторых больших праздников. В службе погребения из Гефсимании/Гефсиманского скита тоже приведены соответствующие евлогитарии.