Икона Божией Матери «Нечаянная Радость»
В Москве, совсем недалеко от станции метро «Кропоткинская», есть храм Илии пророка. Многие москвичи называют его ещё Обыденным. Храм Илии Обыденного. Почему? Да, сейчас слово «обыденный» по отношению к храму нас удивляет, мы уже давно и прочно вкладываем в него свой далекий от духовного значения смысл. А наши предки хорошо знали, что такое обыденный храм. Это храм, построенный в один день.
И переулок, на котором стоит храм, тоже называется Обыденным. В 1592 году на этом месте был в один день поставлен деревянный храм. А уж потом, через сто лет, каменный. Господь уберег храм Илии Обыденного от большевистского разора, и он не закрывался. Именно там оказалась в храме Илии Обыденного чудотворная икона «Нечаянная Радость». Сначала помещалась она в Кремле в малом храме равноапостольных Константина и Елены, затем, после его разрушения, перебралась в Сокольники, в церковь Воскресения Христова, а уже с 1944 года – здесь, в Обыденном переулке.
На ней мы видим стоящего на коленях перед иконой Пресвятой Богородицы богомольца. При этом лики Пречистой Матери и ее Сына обращены на молящегося, словно Они беседуют с ним. Из уст Богоматери как бы исходят слова чудесного диалога, который происходит между ними. В нижней части иконы расположено начало рассказа, описывающего происходящее. Вспомним кратко его суть.
Один неисправимый грешник имел привычку каждый день обращаться к Божией Матери ангельским приветствием: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою…». И вот однажды, собираясь заниматься своими грешными делами, он встал на молитву перед иконой и был поражен необычайным страхом, увидев перед собой оживший образ Богородицы с Сыном. У Младенца открылись раны на тех местах, которыми Он был прибит к Кресту, и из них течет кровь, а так же из правого ребра, куда Он был ранен копьем в момент Своего Распятия.
При виде этой страшной картины, грешник в исступлении воскликнул, кто же виноват в в страданиях Младенца? Божия Матерь ответила ему, что это он вместе с пьяницами, блудниками, сребролюбцами наносит раны Ее Сыну, как некогда иудеи. Человек зарыдал, дал твердое обещание исправиться и умолял Ее заступиться за него перед Богом.
Тогда Пречистая Дева начала трижды молить Христа простить кающегося грешника, но Он трижды отклонял Ее мольбы. Тогда Богородица захотела встать на колени перед Сыном и сказала, что будет лежать у Его ног, пока Он не помилует грешника. Только после этого Иисус Христос сказал, что обязан чтить Свою Мать и ради Нее Он милует грешника, только пусть он облобызает Его раны. Помилованный грешник встал с колен и с трепетом припал к кровоточащим язвам. И тут видение исчезло, человек пришел в себя и начал рыдать уже от неожиданной радости, переполнившей его сердце.
Для Православных христиан эта икона, по сути, — целый учебник христианской нравственности. Во-первых, это напоминание о том, какой высокой ценой мы искуплены от греха, и какими неблагодарными мы бываем, когда, произнося вслух молитвы, продолжаем грешить, не понимая, что Господь ждет от нас не только молитв, но и чистого сердца и праведной жизни.
Во-вторых, икона учит нас, что совершая грех, мы снова и снова распинаем Христа. А также о том, что нет такого греха, который не будет прощен при искреннем нашем раскаянии. О том, что наши молитвенные обращения не пропадают втуне, даже если молящийся человек недостойный. И о том, как велико дерзновение Божией Матери перед Ее Сыном.