Преподобный Трифон Вятский
Жемчужина архитектуры Успенский Трифонов монастырь вот уже более 400 лет украшает облик древней Вятки. В Успенском соборе этой обители почивают мощи основателя и первого архимандрита монастыря, преподобного Трифона Вятского. Святого Трифона мы можем считать не только основателем первого монастыря на Вятской земле, при нём в Хлынове (в то время именно так называлась Вятка) появляются первая школа и первая библиотека.
Преподобный Трифон (в миру – Трофим Дмитриевич Подвизаев) был родом из Архангельской губернии. После смерти отца, забота о воспитании младшего сына в семье легла на плечи матери. Когда она и старшие братья начали настаивать, чтобы подросший Трофим женился, он покинул дом и отправился «евангельски странствовать ради Христа», передав себя «в руце Божии». Через несколько лет скитаний Трофим поселился при церкви в городке Орле (ныне поселок городского типа в Усо́льском районе Пермской области), являвшемся неофициальной столицей торговой империи купцов Строгановых. Там он привлёк внимание Якова Строганова, крупного русского промышленника. Несколько детей купца Строганова умерли, а потом заболел и последний – сын Максим. Отчаявшийся отец попросил благочестивого юношу помолиться об исцелении мальчика. Просьба смутила Трофима: он полагал, что исцеление – дело рук Божьих, а не человеческих. Но совершил молитву, после которой Максим выздоровел. Это первое из множества чудес, зафиксированных житием преподобного. Яков Строганов предложил преподобному любую поддержку, но Трофим Подвизаев предпочёл продолжить странствия.
В 22 года Трофим принял постриг с именем Трифон на берегах Камы, в Пы́скорском Преображенском монастыре. В житии святого сообщается, что братию новый инок поражал своим трудолюбием и смирением. Все работы он выполнял с великой радостью: пёк хлеб, готовил еду для всех насельников, рубил дрова в лесу и ухаживал за больными. Питаясь исключительно хлебом и водой, на все службы отец Трифон приходил первым, а уходил последним. Часто простаивал на молитве всю ночь до утра. Вероятно, неуёмная жажда деятельности частые посты и напряжение всех физических и душевных сил стали причиной тяжёлой болезни монаха Трифона. По преданию, он был близок к смерти, и помочь подвижнику явился святитель Николай, и они вместе молили Господа об исцелении. Выздоровев, отец Трифон решил искать уединения и безмолвия. Яков и Григорий Строгановы предложили монаху Трифону место в их вотчине на реке Чусовой. Здесь он поставил часовню, а потом устроил монастырь в честь Успения Богородицы.
В начале своего пути духовного подвижничества отец Трифон был близок к купцам Строгановым – известному купеческому роду, позже получившего дворянство и сыгравшего немаловажную роль как в экономике, так и в политике Российской империи. Но однажды отец Трифон приготовил землю для посева хлеба и зажёг около своей кельи пни и корни срубленных деревьев. Огонь, усиленный ветром, распространился по лесу и истребил огромные запасы дров, приготовленные для строгановских соляных промыслов. Местные поселенцы, озлобленные потерей дров, грозили убить монаха Трифона. Григорий Строганов заковал его в колодки, а затем прогнал из своих владений. Это происшествие и стало тем счастливым случаем, приведшим монаха Трифона в Вятские земли.
В январе 1580 года монах Трифон появился в Хлынове. Обходя храмы, преподобный Трифон узнал, что в Вятской земле нет ни одного монастыря. Вероятно, его желание об основании обители совпало с чаяниями местных жителей. Заручившись поддержкой власть имущих вятчан, отец Трифон отправляется в Москву. Уже в Москве он находит понимание и поддержку своих грандиозных планов. Просьба вятчан была встречена в Москве благосклонно, так как отвечала интересам правительства, которое прекрасно понимало роль монастырей в хозяйственном освоении и колонизации окраин русского государства и укоренении в них Православия. 2 июня 1580 года сам Царь Иоанн IV Грозный дал грамоту на землю для обители.
По возвращении в Хлынов, преподобный занялся устройством монастыря. Закладка первой церкви, посвящённой Благовещению Пресвятой Богородицы, состоялась 8 сентября 1581 года. Храм был деревянный и довольно скромный по размерам и архитектуре. Число насельников со временем увеличивалось, а средств к жизни недоставало. Отец Трифон в 1588 году снова отправился в Москву. Царь Феодор Иоаннович принял подвижника из Хлынова и дал на монастырь обильную милостыню, земельные угодья и 15-типудовый колокол, а Патриарх Иов возвёл его в сан архимандрита и пожертвовал иконы, книги, священнические ризы. Кроме Царя и Патриарха пожертвовали на монастырь и московские бояре. Даров набралось столько, что потребовалось 12 подвод для доставки их из Москвы в Хлынов. Архимандрит Трифон был рачительным хозяином: стремился к расширению монастырского хозяйства, прежде всего земельных владений. Преподобный совершил ещё ряд поездок в Москву, из которых неизменно возвращался с дарами и земельными пожалованиями.
Знакомства в высших эшелонах тогдашней власти позволяют завершить начатое дело в Хлынове и вовлекают уже архимандрита Трифона в круговорот политической жизни и исторических событий того времени. Именно он постри́г в монахи жившего в имении Романовых Григория Отрепьева, который впоследствии выдавал себя за царевича Дмитрия и вошёл в историю как Лжедмитрий I. Во времена правления Бориса Годунова, после того как стал распространяться слух о самозванце, розыск монаха Григория вели и в стенах Хлыновского Успенского монастыря.
Почти 20 лет возглавлял преподобный Трифон основанный им в Хлынове Успенский мужской монастырь. Архимандрит Трифон слыл строгим и, как бы сегодня охарактеризовали, – успешным руководителем. При его управлении обитель богатела и расширяла свои земельные владения. При этом настоятеле Успенский монастырь превратился в богатейшего землевладельца в крае. В монастырь попасть мог далеко не каждый: нужно было внести от 10 до 20 рублей с человека. Благодаря высоким взносам отсекались нежелательные элементы – люди, ищущие лёгкой, праздной и безопасной жизни. В обитель поступали или истово верующие жители Хлынова и окрестностей, мечтающие о спасении души в иноческом образе, или состоятельные торговые люди, ищущие покоя от суеты мира сего. Поступающие деньги шли на строительство храмов, приобретение новых книг и икон, благоустройство территории – всё это делало монастырь не только центром духовной жизни, но и центром ремесла , образования, развития всего края.
В своей жизни Трифон подвергался многим искушениям и испытаниям, он преодолел неисчислимые трудности и опасности. В Хлынове в стенах основанной им обители ему суждено было испытать ещё и горечь предательства: экономическое благоденствие обители, которого он с таким упорством добивался в течение многих лет, оборачивается в конечном счете разнузданностью братии, которая отказывается жить по принятому преподобным уставу, ограничивающему удовлетворение их греховных прихотей (монахи желают хранить в кельях «хмельное питие», приглашают в монастырь мирян для устроения совместных пиршеств), и собственная братия изгнала преподобного Трифона из монастыря. Возможно, причиной изгнания послужило то, что во времена Бориса Годунова бояре Романовы (одни из главных покровителей архимандрита Трифона) попали в строгую опалу Царя Бориса, и Трифон, при участии недовольных иноков, возглавляемых его же учеником Ионой Маминым, в 1601 году был удалён из Успенского монастыря.
Иона Мамин был родом из московских дворян. В юности он пришёл к подвижнику, был принят им как ученик, и под руководством архимандрита Трифона проходил различные послушания. Преподобный полюбил Иону: однажды, будучи тяжело болен, отец Трифон написал духовное завещание, в котором назначил Иону своим преемником. Иона же перешёл на сторону недовольной настоятелем братии. Насельники монастыря тайно написали в Москву прошение и послали Иону для поставления в архимандриты. Они спланировали это тогда, когда преподобный Трифон отсутствовал в монастыре, собирая пожертвования на обитель. В Москве, по ходатайству родственников, Иона был возведён в сан архимандрита. Возвратившись, он перестал повиноваться преподобному Трифону и побуждал его оставить монастырь. Для преподобного Трифона последовал длительный период в жизни, наполненный странствиями и паломничествами.
Сначала Трифон отправляется в Москву искать правды, но безуспешно. Затем преподобного Трифона, которому уже исполнилось 55 лет, принимает у себя Никита Строганов и поселяет странствующего изгнанника в Строгановский Введенский монастырь в городе Сольвычегодске. Отсюда Трифон совершил своё первое паломничество в Соловецкую обитель, а затем отправился на ставшую ему уже родной Вятскую землю. В 1608 году архимандрит Трифон живёт в городе Слободском близ Хлынова в Богоявленском монастыре. Несмотря на преклонный возраст, там он принимает активное участие в устройстве новой обители. В частности, возводит храм в честь Архистратига Михаила. Деревянная церковь, бывшая одной из башен обители, чудом сохранилась до наших дней и является сегодня самым древним сооружением на территории Кировской области: её можно увидеть на главной площади города.
В конце 1611 года преподобный Трифон отправился в своё второе и последнее паломничество в Соловецкий монастырь, из которого вернулся совершенно больным человеком. 15 июля 1612 года он вновь прибыл в Хлынов, который покинул 11 лет назад. Несмотря на все обиды и разочарования, преподобный Трифон искренне полюбил вятскую землю и её жителей, иначе чем можно объяснить его желание умереть в основанной им и дорогой его сердцу обители.
Драматичную сцену встречи бывшего настоятеля у врат Успенского монастыря рисует житие преподобного: «Архимандрит Иона со всею братиею встретил преподобного во вратах обители и, припав к его ногам, просил прощения.
— Отче святый, – говорил он, – я виновник твоих страданий, жестоко оскорбил я тебя. Прости меня, ибо враг омрачил моё сердце гневом и ввёл меня в грех.
— Чадо моё духовное, Иона! Господь да простит тебя, – отвечал преподобный Трифон, – ибо это дело старого врага нашего диавола».
Лишь несколько дней после возвращения, прожил преподобный Трифон в Успенской обители, а 8 октября 1612 года (по Церковному календарю) в возрасте 66-ти лет тихо скончался в основанной им обители, впоследствии в народе названной «Трифонов монастырь». Архимандрит Трифон был причислен к лику святых Русской Церковью в 1903 году как преподобный и чудотворец. Монастырь, основанный преподобным Трифоном, сохранился до наших дней. Главный монастырский храм, Успенский собор, сейчас является кафедральным собором Вятки. В нём почивают и святые мощи преподобного Трифона, Вятского чудотворца.