Литургия Преждеосвященных Даров
Литургия – слово не русское: оно значит – общее дело, общая молитва. Эта служба называется общей молитвой, потому что к ней собирается больше народа, чем к другим службам. Литургия у нас обыкновенно называется обедней. Она так называется, во-первых, потому что на ней Сам Спаситель наш Иисус Христос предлагает православным христианам свою трапезу, или духовный обед. А обед этот есть Его Пречистое Тело и пречистая Кровь.
Литургия, по своему существенному содержанию, одна: разные же названия она получила от лиц, которые изложили письменно тот самый порядок, тот чин, по которому она теперь у нас совершается.
У православных совершаются три чина литургии, а именно: литургия Василия Великого, Иоанна Златоустого и Григория Двоеслова, или Преждеосвященная литургия.
Литургия Преждеосвященных Даров отличается от обыкновенной (Василия Великого и Иоанна Златоустого) литургии тем, что она совершается вместе с вечернею и есть сокращение полной литургии. Она называется литургией Преждеосвященных Даров, потому что на ней причащаются Св. Дарами (Телом и Кровью Христовыми) прежде уже освященными, вкушают Агнца прежде приготовленного, прежде освященного и напоенного Кровью Христовой.
Агнцем называется вырезанная из просфоры четвероугольная часть для Св. Причащения. Она называется Агнцем, потому что изображает собою страждущего Иисуса Христа, подобно тому как в ветхом завете изображал его Агнец Пасхальный, которого евреи, по повелению Божию, закалали и ели в память избавления от рабства в Египте.
Этот Агнец приготовляется и освящается на предшествующей – полной литургии, оттого Литургия Преждеосвященных Даров и называется «преждеосвященной». Агнцев обыкновенно приготовляется столько, сколько предполагается служить литургий на будущей неделе.
Литургия Преждеосвященных Даров стала совершаться немного спустя после земной жизни Иисуса Христа. Она стала совершаться по следующему случаю. В древности христиане имели обыкновение причащаться Тела и Крови Христовых как можно чаще.
А так как тогда были гонения на христиан (язычники и евреи ненавидели христиан и всякими мерами старались препятствовать христианам и потому не позволяли им совершать церковную службу), то христиане и не могли совершать литургии каждый день.
Когда обстоятельства позволяли служить литургию, то священник служил, и христиане причащались Св. Дарами, освященными за этой литургией, хотя бы литургия совершалась и под вечер; а когда нельзя было служить литургии, то священник совершал другое какое-нибудь Богослужение, при котором не совершалось Таинства освящения хлеба и вина, но все-таки христиане причащались Св. Дарами уже преждеосвященными. Вот такими-то Богослужениями и было положено начало и дан образец настоящей нашей литургии Преждеосвященных Даров.
Теперь литургия Преждеосвященных Даров совершается у нас только в Великом посту. В Великом посту она стала совершаться по следующему поводу. Великий пост есть время плача и сокрушения нашего о грехах , и св. Отцы и постановили, чтобы в Великом посту, ради благочестивого желания христиан причаститься на седмице, совершалась литургия Преждеосвященных Даров, кроме суббот и воскресений, когда служилась полная литургия (в субботу ради причащения говеющих, а в воскресенье в честь воскресшего Господа).
Церковь совершает литургию Преждеосвященных Даров только в среду и пятницу, во дни более важные по воспоминаниям из жизни Христа Спасителя: в среду Иуда решился за деньги предать Его, а в пятницу Господь претерпел за нас грешных смерть на кресте.
Преждеосвященная литургия, как и другая литургия, устно передана св. Апостолами их преемникам – епископам и священникам, а этими устно-же своим преемникам и так дальше. А в том порядке, в каком теперь совершается у нас литургия Преждеосвященных Даров, она письменно изложена св. Григорием Великим, прозванным Двоесловом, который жил более тысячи лет назад от нашего времени.