Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Об убийстве Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна мы узнаем от двух евангелистов: апостола Матфея (Мф. 14:1-12) и апостола Марка (Мк. 6:14-29). Однако, Евангельское повествование в значительной степени дополняется церковным преданием и историческими свидетельствами, которые помогают ответь нам ряд важных вопросов: что ожидало Ирода и его дочь после убийства пророка? Почему Церковь призывает нас соблюдать строгий пост в этот Праздник? И почему память об убийстве Пророка мы всё-таки называем «Праздником»?

Усекновение главы Иоанна Предтечи произошло во время пира в честь дня рождения И́рода. Дочь Иродиа́ды Саломи́я (Саломе́я) танцевала перед гостями, расположив тем самым к себе Ирода, который поклялся дать ей всё, что она ни попросит – хотя бы даже и половину своего царства. По наговору своей матери Иродиады, Саломея попросила дать ей голову Иоанна Крестителя и принести ее на блюде. Ирод смутился, так как боялся гнева Божия за убийство Пророка, а также народного гнева, поскольку Предтеча был любим жителями Галиле́и. При этом из Евангелий известно, что Ирод во многом слушал святого Иоанна и поступал по его словам – но, как пишет святитель Иоанн Златоуст, правитель «царствовал над удо-вольствиями, вернее, был рабом удовольствий». Златоуст полагает, что, скорее всего, клятвой Ирод прикрылся, как благовидным предлогом – на самом же деле, истинной причиной его поступка была боязнь не угодить Иродиаде.

И он сдерживает свою клятву, данную в присутствии высоких гостей: он отдаёт соответствующий приказ – и происходит Усекновение главы Иоанна Предтечи. Существует предание, согласно которому уста мёртвой главы пророка по-прежнему продолжали обличать правителя: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». После этого Саломия в ярости исколола язык пророка иглой и закопала главу Крестителя в нечистом месте.

В дальнейшем судьба Ирода и Иродиады сложилась трагично. Их преследовал страх, что святой Иоанн воскреснет из мёртвых, а Ирод, когда начал проповедовать Иисус Христос, ужаснулся этому, сказав: «это Иоанн Креститель; он воскрес из мёртвых, и потому чудеса делаются им».

По прошествии времени после Усекновения главы Иоанна Предтечи, Саломия, переходя зимой по льду реку Сикорис, провалилась под воду и лёд сдавил её таким образом, что голова находилась на поверхности, а тело – в ледяной воде. Она тщетно пыталась выбраться, но это ей не удавалось – так продолжалось до тех пор, пока острые глыбы не перерезали её шею.

Тело Саломии не нашли, а голову принесли Ироду с Иродиадой, подобно тому, как некогда принесли главу Иоанна Предтечи. Усекновение главы Иоанна Предтечи отразилось и на судьбе самого Ирода – в отместку за бесчестие своей дочери, аравийский царь Арефа направил свои войска против него.

Ирод потерпел поражение и по этой причине разгневал римского императора Калигулу. Он был сослан вместе с Иродиадой в заточение в Галлию, а затем – в Испанию.

Митрополит Антоний Сурожский в одной из проповедей так трактует тот факт, что Усекновение главы святого (то есть насильственное убий-ство) – является именно праздником: «Сегодня мы празднуем день Усекновения главы Иоанна Предтечи… Слово «праздновать» мы привыкли понимать как радость, но оно же значит «оставаться без дела», а без дела можно оставаться, потому что захлестнёт душу радость и уже дела нет до обычных дел, а может это случиться потому, что руки опустились от горя или от ужаса. И вот таков сегодняшний праздник: за что возьмёшься перед лицом того, о чём мы слышали сегодня в Евангелии?».

Поэтому в день Усекновения предусмотрен строгий пост, во время которого не употребляется в пищу мясо, молочные продукты, рыба. «Не будем мы сообщниками чревоугодия Ирода», – говорит Типикон. Устав поясняет, как правильно относиться к этому празднику: «Будем есть мясо или другую изысканную пищу? А Креститель жил в безводной и бестравной пустыне – ни хлеба не ел, ни другой еды не имел. Вино пьём? А он не пил ни вина, ни другого питья мирского. Столом и одром его была земля, вкушал он только акриды (стручки рожкового дерева, по другим источникам – род съедобной саранчи) и дикий мёд. Вместо чаши – пригоршни воды, текущей из камня. Поэтому проведём этот день в посте и молитве».

Пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи установлен, вероятнее всего, вместе с праздником, начало которого относится к первым временам христианской Церкви. Древность поста в этот день подтверждается уставом иерусалимского монастыря преподобного Саввы Освященного. В нём говорится, что пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи «завещан древними святыми отцами».

Тропарь Усекновению главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, глас 2.

Па́мять пра́веднаго с похвала́ми,/ тебе́ же довле́ет свиде́тельство Госпо́дне, Предте́че:/ пока́зал бо ся еси́ вои́стину и проро́ков честне́йший,/ я́ко и в струя́х крести́ти сподо́бился еси́ Пропове́даннаго./ Те́мже за и́стину пострада́в ра́дуяся,/ благовести́л еси́ и су́щим во а́де Бо́га я́вльшагося пло́тию,/ взе́млющаго грех ми́ра,// и подаю́щаго нам ве́лию ми́лость.

Кондак Усекновению главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, глас 5.


Предте́чево сла́вное усекнове́ние,/ смотре́ние бысть не́кое Боже́ственное;/ да и су́щим во а́де Спа́сово пропове́сть прише́ствие./ Да рыда́ет у́бо Ироди́а,/ беззако́нное уби́йство испроси́вши:/ не зако́н бо Бо́жий, ни живы́й век возлюби́,// но притво́рный, привре́менный.

Молитва

Крести́телю Христо́в, пропове́дниче покая́ния, ка́ющагося не пре́зри мене́, но совокупля́яся с во́и Небе́сными, моли́ся ко Влады́це за мене́, недосто́йнаго, уны́лаго, немощна́го и печа́льнаго, во мно́гия бе́ды впа́дшаго, утружде́ннаго бу́рными по́мыслы ума́ моего́. Аз бо есмь верте́п злых дел, отню́дь не име́яй конца́ грехо́вному обы́чаю, пригвожде́н бо есть ум мой земны́м веще́м. Что сотворю́? Не вем. И к кому́ прибе́гну, да спасе́на бу́дет ду́ша моя́? То́кмо к тебе́, святы́й Иоа́нне, благода́ти тезоимени́те, я́ко тя пред Го́сподем по Богоро́дице вем бо́льша бы́ти рожде́нных всех, ты бо сподо́бился еси́ косну́тися верху́ Царя́ Христа́, взе́млющаго грехи́ ми́ра, А́гнца Бо́жия. Его́же моли́ за гре́шную мою́ ду́шу, да поне́ отны́не, в пе́рвый на́десять час, понесу́ тяготу́ благу́ю и прииму́ мзду с после́дними.

Ей, Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний Проро́че, пе́рвый во благода́ти му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, к тебе́ прибега́ю: не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, но возста́ви мя, низве́рженнаго мно́гими грехи́. Обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием, поне́же обоего́ нача́льник еси́: креще́нием омыва́яй прароди́тельный грех, покая́нием же очища́яй коего́ждо де́ло скве́рно. Очи́сти мя, греха́ми оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. Ами́нь.