Пророк Божий Софония

На Рождественский пост в церковном календаре приходится несколько дней памяти ветхозаветных пророков. Среди них выделяют четырех великих (Исаию, Иеремию, Даниила и Иезекииля) и 12 малых. Данная классификация производится по объему написанных ими книг. Все эти пророки жили в разное время и в разных исторических условиях. Среди их пророчеств были актуальные не только на все века, но и только для современников и их ближайших потомков. Но все-таки смысловым ядром жизни каждого из них и их пророчеств было ожидание прихода Мессии, который спасет Израиль от рабства.

Существует правило, что если в литургическом календаре присутствует день памяти святого — автора книги, вошедшей в Библейский канон — допустим, Иов, или Павел, или Моисей, или Давид, или Софония — то почтить этого священного писателя лучше всего участием в Литургии, а также чтением книги, написанной им или записанной с его слов. Таким образом, мы соединяемся с духом этого человека и открываем для себя слова Божии, которые были сказаны через него. Люди Божии, это некие ретрансляторы, если говорить современным языком, они принимают и передают внушения Господни. Софония еврейское произношение его имени звучит как Цфания), память которого Церковь празднует сегодня — один из них.

По преданию, пророк Софония происходил из колена Симеонова, из горной страны Саравафа (или Варафа – юго-западная пограничная часть Палестины), был знатного рода и жил при иудейском царе Иосии, примерно за 630 лет до пришествия на землю Господа нашего Иисуса Христа. В это время благочестивый царь Иосия, усердно заботясь о восстановлении истинного Богопочитания, почти забытого иудеями, искоренял идолопоклонство в своем народе. Он восстановил в прежнем величии храм Соломона, пришедший в полный упадок, разрушил языческие жертвенники, умертвил идольских жрецов и повелел всем строго соблюдать закон Моисея. Но, несмотря на такую ревность царя к восстановлению истинной веры, трудно было народ, уже укоренившийся в нечестии, обратить к Богу. Иудеи, из страха перед царской властью, перестали открыто служить идолам, но в сердце своем таили приверженность к языческому нечестию. Поэтому Господь, – говорит Священное Писание, – не отложил великой ярости гнева Своего, какою воспылал на Иуду.4Цар.23:29

Народ созревал для суда Божия, который вскоре и должен был разразиться над ним. Среди такого нечестия и языческой тьмы, Софония сиял благочестием, как светлая звезда ночью. Как истинный Израильтянин, он глубоко скорбел о нечестии своего народа, а как страж Господень и созерцатель таин Божиих, чистый умом и сердцем, горячо молился об обращении соотечественников на путь истины и спасении их от погибели. И вот, как бы в ответ на эту молитву, «было к Софонии слово Господне».Соф.1:1 Бог, видящий сердца человеческие, избрал его Своим пророком и повелел ему возвестить иудеем грозные кары, которые ожидают их за нечестие и служение ложным богам. Исполняя повеление Господне, Софония пошел по городам и селам, всюду побуждая народ к исправлению и покаянию и возвещая беспредельные милости Господни – устроение царства Божия на земле во дни Мессии, дабы надеждой на них утешить и укрепить смиренных.

«Вот, что говорит Господь, – так начал свое пророчество Софония, – все истреблю с лица земли: истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыб морских, и соблазны вместе с нечестивыми; истреблю людей с лица земли, говорит Господь. И простру руку Мою на Иудею и на всех жителей Иерусалима: истреблю с места сего остатки Ваала, имя жрецов со священниками и уничтожу тех, кто отступает от Господа и не ищет Его. Поэтому убойтесь все пред лицем Господа, Он готовит жертву, и день ее уже близок. Это будет день гнева, день скорби и стенания, день смятения и волнения, день тьмы и мрака. Тогда люди будут ходить как слепые, за то, что они погрешили против Господа; и прольется кровь их, как песок, и трупы их будут, как навоз».Соф.1,2-4;14-18

Возвещая такое наказание иудеям, Софония, вместе с тем, предсказал близкую гибель языческих народов – филистимлян, моавитян, аммонитян, ефиоплян, ассириян за величавость их и превозношение над народом Божьим. Пророчества эти исполнились при Навуходоносоре, царе Вавилонском, который покорил, вместе с иудеями, и маовитян, и аммонитян, и филистимлян. Ассирия же погибла при отце Навуходоносора – Набопаласаре.

Обращаясь затем снова к родному Иерусалиму, пророк Софония с прискорбием видит, что он не вразумляется примерами наказания нечестивых языческих народов и остается упорным в своем заблуждении. За это, говорит пророк, нечестивый город будет разорен, а с ним погибнет и земля иудейская.

Наказание, действительно, не замедлило постигнуть нечестивых. Еще при царе Иосии вторгнулись сильные тогда враги египтяне. Их царь, фараон Нехао, в битве при Меггедоне, в долине Ездрелонской (на юге Палестины) разбил иудеев. Благочестивый царь Иосия пал в этой битве. С этого злополучного дня началось наказание иудеев и исполнение пророческих угроз. Вскоре после смерти Иосии иудеи были порабощены египтянами и обложены тяжкою данью, а затем вавилоняне стали вторгаться в Иудею. В 607 году до Рождества Христова вавилонский царь Навуходоносор взял Иерусалим, разрушил его, а иудейский народ отвел в плен, где он пробыл 70 лет. Так исполнились пророчества о наказании иудеев за нечестие.

Но пророческий взор Софонии проникал в те благодатные времена, когда должен был явиться Утеха Израилева и Чаяние языков, а с Ним радость и мир для всей земли. Созерцая наступление этих времен, Софония говорил, что не весь Израиль и не вся земля будут уничтожены в великий день суда Господня. После грозных наказаний Господь даст оставшимся народам уста чистые, чтобы они призывали имя Его и единодушно служили Ему. А от Израиля останутся только люди кроткие и смиренные, которые будут благоговеть пред Господом. Сей остаток Израиля уже не будет творить неправды и за это успокоится никем из врагов нетревожимый.Соф.3,9-14

В тот день Господь скажет Иерусалиму: «Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима! Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла. В тот день скажут Иерусалиму: «не бойся», и Сиону: «да не ослабевают руки твои!» Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием».Соф.3,14-17

Святая Церковь видит в этих словах Софонии ясное указание на благодатные мессианские времена вообще и в частности на торжественный вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим, когда весь Сион с вайями в руках, с восторженными криками: «осанна, сыну Давидову», встречал Его как царя, имеющего быть посреди Своего народа. Поэтому в Вербное Воскресение и положено читать паремию из книги пророка Софонии, именно то место, где пророк говорит о радостном дне, ожидающем Сион.

Святой Кирилл Иерусалимский говорит: «Пророк Софония предвиделСоф.3:8 и место Воскресения, называемое Мартирион. Ибо по какой причине сие место Голгофы и Воскресения называется не церковию, как другие церкви, но Мартирион? Вероятно на основании слов Пророка: в день воскресения Моего во свидетельство (мартирионе)». Церковь, построенная святой царицей Еленой, окружала Голгофу и гроб Господень и была названа «Мартирион», т.е. свидетельство – свидетельство именно воскресения Христова, так как на том месте Христос умер и воскрес.

Святой пророк скончался в чаянии всеобщего воскресения и был, по преданию, погребён в своем доме.

Похожие записи