Первый апостол, которому явился Иисус Христос после Воскресения

5 ноября – день памяти святого апостола Иакова, который был сыном Иосифа Обручника от первой жены и потому в Евангелии называется братом Господним по плоти. По преданию, Господь Иисус Христос явился ему после Своего Воскресения и поставил его епископом Иерусалимской Церкви. Этому святому выпала особая деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как другие апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме, имеющем важнейшее значение для христианского мира. Как глава Иерусалимской Церкви в 51 году он председательствовал на Апостольском Соборе в Иерусалиме. Голос его был решающим, и его предложение стало резолюцией Апостольского Собора (Деян.15).

Апостола Иакова вёл подвижническую жизнь. Он был строгий девственник, не пил спиртных напитков, воздерживался от мяса, носил только льняную одежду. Имел обыкновение уединяться в храме и коленопреклонно молился о своём народе. Он так часто простирался на землю в молитве, что кожа на коленях огрубела. Пребывая в должности Иерусалимского епископа около 30 лет, он распространил и утвердил Святую Веру в Иерусалиме и во всей Палестине.

Как и многие апостолы, Иаков был убит. При жизни он пользовался огромным авторитетом даже у язычников, и, благодаря своему благочестию, обратил в христианство множество иудеев. Книжники и фарисеи насторожились и решили убить святого. Они воспользовались удачным моментом: в то время Иерусалиме не было проконсула (правителя) – старый умер, а нового из Рима ещё не успели прислать. ​Анания, иудейский архиерей, вместе с остальными фарисеями вывел Иакова на крышу храма для проповеди людям. Но когда апостол заговорил о Христе, его скинули вниз. Там его искалеченного кровожадная толпа добила камнями. Вместе с ним было убито и много других христиан. Тело мученика и апостола похоронили на том же месте, около храма. Иудейский историк Иосиф Флавий, перечисляя причины падения Иерусалима, говорит, что Господь наказал евреев и за убиение праведного Иакова.

Апостолу Иакову принадлежит послание, которое входит в книгу Апостольских Посланий и полностью прочитывается во время годового круга богослужений. Одна из центральных мыслей Послания — «вера без дел мертва» (Иак. 2:26). По этой причине Послание недолюбливали протестантские богословы периода Реформации, формулировавшие принцип «sola fide» — оправдание одной верой. Однако противоречие Послания Иакова с тезисом апостола Павла «человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа» лишь кажущееся. Павел говорит о невозможности спасения без веры в Спасителя, Иаков же показывает, что настоящая вера обязательно должна выражаться в делах милосердия и христианской любви.

Также апостол Иаков считается составителем древнейшего чина Божественной Литургии. До IX века она служилась повсеместно, но впоследствии сохранилась только в Иерусалимской Церкви. В России Литургия Апостола Иакова была неизвестна до XX века – первый раз её отслужили в Ленинградской Духовной Академии в 1970 году в день памяти апостола.

Главной отличительной особенностью этой литургии является способ причащения мирян. Миряне, как и священнослужители, причащаются Тела и Крови Христовой раздельно, по древнему чину, как было принято до 6-го Вселенского Собора: сначала предстоятель (епископ или священник) влагает в уста причастнику частицу Тела Христова с дискоса, потом другой священник (а иногда и диакон) даёт причастнику испить из потира (чаши) Кровь Христову.

Вместо «Херувимской песни» («Иже херувимы…») на Великом входе поётся песнь «Да молчит всяка плоть человеча…» (на Литургии Василия Великого она исполняется раз в год — в Великую Субботу). Отличие этой литургии ещё и в том, что большинство тайных молитв священник читает вслух, а не шёпотом или про себя, как в литургиях Иоанна Златоуста, Василия Великого и преждеосвященных Даров. Ектении и Священное Писание читаются диаконами лицом к народу, а не к алтарю. Кроме Апостола и Евангелия, читается также Ветхий Завет. На этой литургии не обязательно совершать проскомидию, так как это более поздний обычай, и если проскомидия не совершается, то не читаются 3-й и 6-й часы.

Похожие записи