Преполовение Пятидесятницы

Название праздника – Преполовение – означает половину срока, т.е. середину по времени между двумя величайшими праздниками – Пасхой и Троицей, иначе называемой Пятидесятницей, отмечаемой на 50-й день после Пасхи. Преполовение отмечается в среду 4-ой седмицы (недели) после Пасхи.

Наименование праздника Церковь заимствовала из Евангелия, благовествующего об Иисусе Христе, что Он, во дни Своей земной жизни, в третий год Своей Евангельской проповеди, в преполовение Ветхозаветного праздника Кущей, вошел в церковь и учил.

О праздниках, совершаемых иудеями, нужно заметить следующее. Их было три: один – праздник пасхи, который они совершали в память выхода из Египта, и он у них был первый (главный).

Другой праздник – пятидесятница, которую они совершали в память о даровании Ветхозаветного законодательства, как пути, которым должно идти к Богу.

Третий праздник – поставление кущей, который они совершали в благодарность за собрание плодов, по римскому счету в сентябре месяце. Тогда они благодарили Господа за то, что собрали все плоды. Почему и устрояли скинии или палатки и веселились, живя, как бы в поле.

Праздник Кущей был одним из трех великих всенародных еврейских праздников, в память пребывания евреев в кущах (шалашах) во время странствованиях их по пустыне, и особенно в память показанной Богом Моисею на горе кущи, по образу которой Моисей поставил скинию. Праздник продолжался восемь дней, из которых первый и последний были особенно святы. Обрядом восьмого дня, состоявшим в связи с христианским праздником преполовения, был обряд торжественного возлияния воды.

Иерусалим в это время представлялся огромным станом путешественников: площади, улицы, крыши домов (они раньше были плоские и сейчас остаются такими же), окрестные поля, все застраивалась палатками.

К числу обрядов данного праздника относится следующий. Каждое утро после жертвоприношения священник с народом шел к Силоамскому источнику, наливал воду в золотой сосуд и в храме при радостных криках народа и при звуках музыки возливал ее с вином на жертвенник.

Народ в это время начинал петь под музыку слова пророка Исаии, относящиеся к Мессии: в радости будут почерпать воду из источников спасения.

Жертва возлияния воды совершалась в благодарность Богу за неоднократное чудесное дарование воды Израильтянам в пустыне, а также для того, чтобы испросить благовременные дожди на новый посев.

Минута возлияния была особо торжественна. Иудеи говорили: «Кто не видал черпания воды в праздник Кущей, тот не знает, что такое радость».

В этот праздник евреи носили в левой руке лимонные ветви с плодами, а правой – пальмовые, миртовые или ивовые.

В воспоминание столпа огненного, шедшего перед израильтянами во время исхода из Египта, по ночам во вдоре храма устраивался на двух огромных позолоченных светильниках костер из старых священнических одежд. Вокруг этих светильников при звуке музыки с пением псалмов ликовали мужчины с факелами.

В восьмой день палатки разбирались, народ приносил жертвы в храме и из храма возвращались в свои жилища.

В преполовение праздника Кущей Господь вошел в храм Иерусалимский и учил. Иудеи, слыша учение, произносимое Господом в праздник, «дивились, говоря: как Он знает Писания, не учившись?».

В последний день праздника Христос стал в храме среди народа и возгласил:»Кто жаждет, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин.7:37-38). Это Он сказал о Духе святом, Которого имели принять верующие в Него.

От Божественного учения Господа Преполовение стало праздником для Церкви Христовой.

Вспоминая в Неделю о расслабленном освящение воды от Ангела в купели Силоамской, и Божественное учение Иисуса Христа, произнесенное Им в Пятидесятницу, которое Господь уподоблял воде, «подающей грешнику, жаждущему спасения, жизнь и мудрость», Церковь в день Преполовения после Литургии совершает малое водоосвящение, прося Господа «напоить жаждущие души водами благочестия».

По материалам https://www.pravmir.ru