Коленопреклоненные молитвы

Один из самых любимых народом двунадесятых праздников мы отмечаем на пятидесятый день после Пасхи, поэтому День Святой Троицы иначе называют Пятидесятницей. В этом году он приходится на 4 июня. К Пятидесятнице храмы и церковные дворы украшают свежей травой, молодыми ветками березы, живыми цветами, а верующие приходят в храм с веточками. У этой традиции глубокий символический смысл. Зелёные ветви напоминают нам ветхозаветное событие – явление Аврааму в дубраве Святой Троицы в образе трех ангелов.

Также в день сошествия на апостолов Святого Духа, иудеи праздновали пятидесятый день после исхода евреев из Египта, когда пророку Моисею Господь дал скрижали с десятью заповедями. Это было время весны, и вся гора Синайская была покрыта цветущими деревьями. Поэтому в древней Церкви был обычай в день Пятидесятницы украшать свои храмы и дома зеленью, чтобы как бы вновь очутиться на горе Синайской.

В новозаветные времена к этому добавился новый смысл. Молодая листва и цветы, которыми обязательно украшают праздничную икону, так похожи на человеческие души, расцветающие от живительного прикосновения Святого Духа. Ветвь свежа только тогда, когда растет на дереве, а когда она оторвана от дерева, то через несколько дней засыхает. Так и душа человеческая: пока она держится за ствол, за лозу, к которой привита, за веру и Церковь, она жива и цветет. Но стоит ей оторваться от лозы, она так же засохнет. Господь Сам нам сказал: «Я лоза, а вы ветки» (Ин. 15:5).

По традиции, весь период от Пасхи до Троицы не принято класть земные поклоны. Особенностью же Пятидесятницы является служение Великой Вечерни в сам день праздника после Божественной литургии с чтением коленопреклонных молитв. Именно с этого дня мы снова начинаем молитвенно обращаться к Святому Духу и снова получаем разрешение устава на коленопреклонение, земные поклоны.

В древней Церкви ектении, которые использовались в богослужениях и были не так многочисленны и не так содержательны, как в настоящее время, и всегда сопровождались коленопреклонением. Само коленопреклонение в религиозном отношении имеет очень важное значение – человек через свои физические, внешние проявления демонстрирует свое отношение к Богу, свое особое Его почитание. Когда человек в умилении и благоговении стоит перед Богом – ему хочется преклонить свои колени перед Ним. В коленопреклонных молитвах на Троицу каждый из нас обращается к Богу, во Святой Троице Единому, Отцу, Сыну и Святому Духу, дабы Господь не оставил свое творение, не оставил всех нас без Своего личностного внимания, без Своей Благодати, Своей любви и заботы.

Коленопреклоненные молитвы, читаемые священнослужителями на вечерне в день Пятидесятницы, прежде всего, содержат в себе особые прошения о ниспослании верующим во Христа Святого Духа, Который есть Дух премудрости, разума и страха Божия (см.: Ис. 11:2). Читаются же они на коленях по той причине, что человек, осознавая низость своего греховного падения, свою духовную беспомощность и слабость, подобно мытарю из Евангельской притчи, не смеет поднять свой взор вверх, к Небу, но в смирении коленопреклоненно обращается к Богу, дабы Он помиловал Его и ниспослал Свою спасительную освящающую благодать.

Вообще, если говорить о смысле земных поклонов, стоит отметить, что они имеют весьма глубокое символическое значение. Каждый земной поклон – это некое механическое последовательное движение «вниз–вверх», и это движение – образ духовной жизни человека. Совершая грех, мы в каком-то смысле падаем, становимся «приземленными», но в то же время призываемся Церковью всякий раз после духовного падения восставать, раскаиваясь в своих собственных грехах. Особенные же коленопреклоненные молитвы мы совершаем именно в день Пятидесятницы потому, что Кто, как не Дух Святой, знает глубины человеческих сердец (см. Рим. 8:15–16)? Только Он может направить нас на единственно возможный путь спасения. От нас же требуется одно: не помешать Ему в этом деле.

Господь перед Своими страданиям сказал апостолам, что Он должен пойти на страдания, иначе не придет к ним Утешитель: «…Ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам…» (Ин 16:7). Завершая свою земную миссию, Господь посылает нам Духа-Утешителя, Который собирает всех нас воедино, в особое мистическое Тело Христово – Церковь, и дарует нам особые благодатные дары, особую помощь, без которой мы не сможем войти в Царствие Небесное.

Особенно важно, что с этого момента, с момента сошествия Святого Духа, Господь открывает нам возможность быть вместе с Ним, открывает нам Царские врата в рай. Но надо понимать, что для нас это лишь потенциальная возможность. Мы говорим, что Господь победил смерть, Господь победил грех, но в то же время являемся очевидцами того, что и смерть, и грех присутствуют в земной жизни человека – в каком же смысле мы должны воспринимать эти слова?

Господь никогда не нарушает воли человека. Он в Своей любви желает, чтобы каждый из нас, по собственной воле и без принуждения, вернулся в лоно отчее, в эдемские обители. Но своими собственным усилиями, талантами или дарованиями мы не сможем этого сделать, не сможем противостоять греху. Поэтому Господь учредил Церковь и преподает нам в Ней Божественные Таинства. Первые Таинства это – Крещение и Миропомазание, которыми Господь запечатлевает человека в Святом Духе, через помазание миром дарует нам обетование, что не оставит нас. И уже от нас самих зависит: быть с Господом или нет, войти в Царствие Божье или нет, прийти к Творцу или нет.

Похожие записи