Наступила Страстная седмица

Страстная седмица (неделя) — особая в богослужебном отношении для жизни Церкви. Это время, когда Господь наш Иисус Христос начинает Свой крестный путь на Голгофу, когда каждый из нас может прикоснуться к удивительной, страшной и великой Тайне Искупления Спасителем всего человеческого рода. В сердечном, духовном и умственном отношении мы должны с Божьей помощью максимально приблизиться, познать эту Тайну Искупления через Страсти Христовы. Нам необходимо по мере возможности мысленно переселиться в Святой Град Иерусалим времени последней для Христа Пасхи на земле.

В Великий понедельник вспоминается проклятие Христом смоковницы, которая не приносит плода (Мк.11:12–27). Церковь хочет сказать человеку прежде всего то, что, если он искренне молится, то по его молитве Господь творит чудеса. С другой стороны, мы должны помнить, что нашим душам не следует превращаться в бесплодную смоковницу, не приносящую плода молитвы, покаяния, дел милосердия, любви.

В Великий вторник поддерживается тема Великого понедельника притчей о десяти девах (Мф.25:1–13). Пять дев были мудры и имели в своих светильниках елей, потому зажгли их и вошли вслед за женихом в покои, а пять нерадивых не имели масла в светильниках. Они не смогли их зажечь, когда появился жених. И их в покои не пустили. В православном богословии дается следующая трактовка притчи: жених – это Христос, девы – наши души, масло в светильниках – добрые дела, вхождение в покои – рай, невхождение в покои – ад. Евангелие нас учит тому, что мы должны быть готовы ко Второму пришествию Христовому. Эта готовность состоит в том, что нам необходимо творить добрые дела милосердия, молитвы, поста, покаяния, заботиться о ближнем.

В Великую среду вспоминается предательство Христа Иудой. С этого дня в храмах запрещаются земные поклоны до праздника Святой Троицы и не читается Псалтирь до окончания Светлой седмицы.

В Великий четверг вспоминается установление Спасителем на Тайной Вечери Божественной Литургии, на которой благодатью Святого Духа хлеб, вода и вино превращаются в Тело и Кровь Христовы – спасительные для души и тела человека. Ведь сам Господь сказал: «Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин.6:53).

Уже вечером в Великий четверг начинается чтение Страстных Евангелий, то есть тех отрывков Святого Писания, которые повествуют о предательстве Иудой Христа, суде над Ним, страданиях и крестной смерти Богочеловека.

Великая пятница – особый день в жизни православных христиан. Это день смерти Иисуса. Потому во второй половине дня из Алтаря износится Плащаница, представляющая собой ткань с изображенным на ней Телом Христовым, полагающимся во гроб. Плащаница износится на центральный аналой для поклонения, где верующие могут приложиться к ней, мысленно и сердечно переживая момент смерти Христовой.

В Великую субботу вспоминается телесное погребение Спасителя и сошествие Его во ад для того, чтобы вывести оттуда ветхозаветных праведников и ввести их в рай. Потому ранним утром (около 3-5 часов) совершается утреня, крестный ход с плащаницей вокруг храма, что символизирует собой сошествие Христа во ад и одновременно погребение учениками Его тела.

После субботнего богослужения верующие начинают готовиться к Светлому Воскресению Христовому.