«Велий еси Господи!» — песнопения Богоявления

Песнопения праздника Богоявления развивают несколько богословских тем. Первая — собственно Богоявление, то есть явление Бога людям как таковое. «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире» (1Тим.3:16). Бог явил Себя людям уже в Рождестве — недаром Рождество и Богоявление столь тесно связаны между собой, — но начинает говорить к ним только спустя целых три (!) десятилетия, когда приходит ко Крещению. С этого времени Он уже не скрывает Свое пришествие в мир от ангелов и людей:

Стихира на Литии

Днесь всяка тварь просвеща‌ется, днесь вся‌чeская веселя‌тся, Небе‌сная вку‌пе и земна‌я — а‌нгели и челове‌цы смеша‌ются, — иде‌же бо Царе‌во прише‌ствие, и чин прихо‌дит. Теце‌м у‌бо на Иoрда‌н и ви‌дим вси Иоа‌нна — ка‌ко креща‌ет Верх Нерукотворе‌нный и Безгре‌шный? Те‌мже, апо‌стольский глас припева‌юще, согла‌сно возопие‌м: «яви‌ся благода‌ть Бо‌жия спаси‌тельная всем челове‌ком», озаря‌ющи и подаю‌щи ве‌рным ве‌лию ми‌лость.

Другая тема — свет. Сам наступивший праздник в древности назывался также праздником Светов. Слово святителя Григория Богослова, которое читается на Всенощном Бдении, начинающееся со слов «Опять Иисус мой, и опять таинство…», надписано: «На святые Светы Явлений Господних». Свет — это и просвещение, то есть таинство Крещения, но это и огонь, о котором говорит Иоанн Предтеча: «Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк.3:16).

Кондак, глас 4.

Яви‌лся еси‌ днесь вселе‌нней,/ и свет Твой, Го‌споди, зна‌менася на нас,/ в ра‌зуме пою‌щих Тя:/ прише‌л еси‌ и яви‌лся еси‌,// Свет Непристу‌пный.

Многие песнопения развивают тему удивления Иоанна, смутившегося, когда Господь пришел, чтобы креститься от него: «Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф.3:14). Склонив голову перед Своим же творением, Господь не только явил образ смирения, но и показал, что Он принял на Себя все стороны человеческой природы и исполнит все то же, что «надлежит исполнить» (Мф.3:15) всякому верующему.

Стихира по 50-м псалме

Бог Сло‌во яви‌ся пло‌тию ро‌ду челове‌ческому, стоя‌ше крести‌тися во Иорда‌не, и глаго‌лаше к Нему‌ Предте‌ча: «Ка‌ко простру‌ ру‌ку и прикосну‌ся верху‌ Держа‌щаго вся‌ческая?.. А‌ще и от Мари‌и еси‌ Младе‌нец, но вем Тя, Бо‌га Преве‌чнаго… По земли‌ хо‌диши, пева‌емый от серафи‌м, — и раб Влады‌ку креща‌ти не научи‌хся…». Непостижи‌ме Го‌споди, сла‌ва Тебе‌!

Ещё одна, и очень важная, тема — откровение Бога как Троицы. В Ветхом Завете о Боге говорится как о Сущем, Едином, Господе, но о Троичности Лиц упоминается лишь прикровенно: «Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их» (Пс.32:6). Но в событии Крещения Троичность Лиц становится явной: Сын предстоит, Дух сходит, Отец свидетельствует:

Первый канон праздника, песнь 8

Тро‌ицы явле‌ние во Иорда‌не бысть — са‌мое бо Пребоже‌ственное Естество‌, Оте‌ц, возгласи‌: «Сей креща‌емый – Сын возлю‌бленный Мой!», Дух же прии‌де к Подо‌бному, Его‌же благословя‌т лю‌дие и превозно‌сят во вся ве‌ки.

Так Крещение Господне становится не только началом земной проповеди Спасителя, но и событием космологического значения, когда состоялось откровение главной тайны о Боге:

Тропарь, глас 1.

Во Иoрда‌не креща‌ющуся Тебе‌, Го‌споди,/ Тро‌йческое яви‌ся поклоне‌ние:/ Роди‌телев бо глас свиде‌тельствоваше Тебе‌,/ возлю‌бленнаго Тя Сы‌на имену‌я,/ и Дух в ви‌де голуби‌не/ изве‌ствоваше словесе‌ утвержде‌ние./ Явле‌йся Христе‌ Бо‌же// и мир просвеще‌й, сла‌ва Тебе‌!

На этом откровении основана вся жизнь Церкви. Вступающий в неё должен принять Крещение, совершаемое со словами: «Крещается раб Божий [имя] во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Погрузившись во Имя Святой Троицы одновременно с видимым погружением в воду, человек уже всегда — почему и невозможно повторить истинное Крещение — пребудет в Боге. Иоанново Крещение ещё не было христианским таинством, но Крещение Господа Иисуса, в котором явилась Пресвятая Троица, котором в воде предстоял сам Христос, в котором на человеческую природу явно нисходил Дух Святой, лежит в основе таинства Крещения всякого христианина.

Стихира на «хвалитех»

И‌стинный Свет яви‌ся и всем просвеще‌ние да‌рует. Креща‌ется Христо‌с с на‌ми, И‌же вся‌кия вы‌шши чистоты‌. Влага‌ет свяще‌ние воде‌, и душа‌м сие‌ очище‌ние быва‌ет. Земно‌е — явля‌емое, и вы‌ше Небе‌с — разумева‌емое. Ба‌нею – спасе‌ние, водо‌ю же – Дух. Погруже‌ния ра‌ди, и‌же к Бо‌гу наш восхо‌д быва‌ет. Чудéсна дела‌ Твоя‌, Го‌споди, сла‌ва Тебе‌!

Похожие записи