Житие святого праведного Симеона Верхотурского

Сведения о жизни Симеона очень краткие и известны только из его жития, составленного в конце XVII века на основе рассказов его современников — «Повесть известная и свидетельствованная о проявлении честных мощей и отчасти сказание о чудесах святаго и праведнаго Симеона новаго сибирскаго чудотворца». Составил эту повесть митрополит Тобольский и Сибирский Игнатий, после того как освидетельствовал в 1695 году обретенные мощи праведника. Дворянин по происхождению, Симеон отрекся от мирской суетной жизни и пришел в глухую местность в районе села Меркушино. Окрестная природа, дикие места привлекали отшельника своей первозданной красотой. Он часто уединялся где-нибудь на берегу реки Туры, проводя время в молитвах и ловле рыбы.

И сейчас известен камень, на котором сидел праведный Симеон, неподалеку стоит Крест с памятной надписью. Кроме рыбалки святой зарабатывал себе пропитание шитьем зимой шуб для селян. В те времена, было принято так, что портные жили в домах, которые они обшивали. Хозяева кормили труженика, пока он работал. Но обычный портной мог заработать за сезон достаточно денег, чтобы позаботиться о себе. Смиренный же праведник зная, что ему предстоит получение оплаты за труд, тайно уходил из дома, бросая работу чуть не доделанной. За это его обычно ругали, а где-то и били. Но вскоре селяне поняли, что он это делает, чтобы не брать денег за работу.

Подвижник с радостью переносил неудобства и лишения страннической жизни. Его доброе слово, растворенное любовью к Богу, укрепляло людей в вере Христовой. Но еще более святой проповедовал своим примером целомудрия, воздержания, чистоты душевной и телесной. Он часто посещал храм во имя Архистратига Михаила в селе Меркушино. И был погребен неподалеку от этого храма около 1642 года. Из-за крайнего воздержания и скудной жизни подвижник умер, не дожив до старости.

Его смиренная, одинокая жизнь была неприметной и потому известно мало подробностей о его подвижнической жизни. И память о нем исчезла бы совсем, если бы не сам Господь чудом не напомнил людям о праведнике, достойном глубокого уважения. Через 50 лет после его смерти стали замечать, что гроб с телом Симеона начал подниматься и выходить из земли. Жители села ещё больше удивились, когда через щели усохшего гроба увидели сохранившиеся останки. Но к тому времени уже все забыли имя похороненного в этом гробу праведника. Набожные люди возносили благодарение Богу за явленное чудо нетления мощей и начали распространять молву о гробе, вышедшем из могилы.

Между тем начали происходить исцеления. Воевода Антоний Савелов проезжал через Верхотурье к новому месту службы. Он взял с собой любимого прислужника Григория, который к тому времени уже целый год был разбит параличом. Там они услышали о чудесных мощах, явившихся недавно в селе Меркушино. Расслабленный попросил, чтобы его отвезли туда, помолился, потом взял землю, обтерся ей и сразу почуял, как в его члены возвращается сила. Выздоровевший больной прославил Господа и отправился обратно, прихватив с собой немного земли с чудесной могилы. Вскоре Григорий встретился со своим другом, служившим другому воеводе, Ильей Головачевым, страдавшим сильной болезнью глаз. Тот находился в тяжелом унынии, боясь совершенно потерять зрение. Тогда Григорий рассказал другу о своем чудесном выздоровлении и предложил помолиться неизвестному подвижнику.

Илья с верой в силу праведника взял у Григория немного земли, положил ее под повязку к глазам и в следующую ночь проснулся от того, что из них текла кровь. Утром он обнаружил, что стал здоровыми и в великой радости поехал в Меркушино, чтобы поклониться чудесным мощам.

У воеводы Нарышкина тоже болела глазами дочь. Услышав об исцелении своего слуги, он отправился с ней к могиле и заказал панихиду. После молитвы дочь приложила к глазам землю с гроба и сразу получила исцеление.

Скоро о явившихся мощах и чудесах узнали в Тобольске. Объезжая Сибирскую епархию по поручению архиерея, приехал в Верхотурье помощник митрополита. Это происходило в 1693 году. Помощнику рассказали о необычных чудесах и свозили на тот погост, где нашли гроб, вышедший из земли. Вернувшись домой, священник обо всем доложил своему владыке.

В следующем году произошли новые чудеса от мощей. Вначале исцелился житель Верхотурья Иоанна Григорьев от расслабления, затем выздоровела его дочь от болезни, покрывшей язвами все лицо. После произошло еще одно чудо. Всадник объезжал коня и упал, раздробив при этом ногу так, что не мог подняться. Больного привезли к могиле праведника. Там он попросил отслужить вначале молебен покровителю Храма рядом с которым находилась могила, а затем панихиду святому, имя которого все еще не было известно. После этого опухоль на ноге спала, боль прошла и человек стал здоров, как будто никогда не болел.

18 декабря 1694 года в Верхотурье нужно было освятить храм. Для этой цели туда направился митрополит Тобольский Игнатий (Римский-Корсаков). С ним были несколько священников и монахов. Они задержались в другом селе, в семи верстах от Меркушино. Владыка, зная об этой истории, не захотел сам осмотреть мощи, а послал туда Исаака, Далматовского игумена, и других представителей духовенства. Они прибыли на место и сняли крышку гроба, чтобы составить акт об освидетельствовании нетленных мощей. Они увидели сохранившееся тело праведника. Истлела только некоторая его часть.

На другой день прибыл в село и митрополит Игнатий. Он посетил храм Архистратига Михаила и выслушал доклад игумена Исаака о вскрытии мощей. Владыка пришел в недоумение, услышав рассказ священников. В тот же день у него начал болеть левый глаз. Вначале митрополит подумал, что это произошло от простуды, но потом ему пришла мысль, что эта болезнь послана за то, что не он сам проводил освидетельствование. Тогда преосвященный после Литургии вместе с духовенством отправился к могиле и, открыв гроб, увидел все сам и сказал такие слова:

Свидетельствую и я, что воистину это мощи праведного и добродетельного человека; во всем подобны они мощам древних святых. Сей праведник подобен Алексию, митрополиту Московскому, или же Сергию Радонежскому, ибо он сподобился от Бога нетления, подобно сим светильникам веры православной!

Даже сам гроб был целым, хотя прошло со дня захоронения больше пятидесяти лет. После панихиды он снова был частично присыпан землей. А над тем местом к тому времени уже стоял небольшой сруб — часовня. Так произошло первое освидетельствование святых мощей праведника. Но все еще не было известно его имя.

Преосвященный обратился к народу и спросил, не знает ли кто-нибудь похороненного здесь человека. Из толпы вышел старец по имени Афанасий и рассказал о жизни праведника, о его происхождении, но имени назвать он не смог. Тогда архиерей наказал всем, чтобы молились Богу, и сказал, что он сам тоже будет молиться, и Господь поможет узнать имя своего раба.

Отъехав немного, митрополит Игнатий размышлял о том, что если Господь явил мощи праведника, то откроет и его имя. Задремав с этими мыслями, владыка дважды услышал голос: «Симеон имя его!». А потом и в третий раз то же. Исполнившись радости, митрополит проснулся и понял, что это было откровение свыше. Такое же откровение было явлено иеродиакону Василиду. Во сне он так же услышал голос, что имя усопшего — Симеон.

Закончив дела в Верхотурье 27 декабря 1694 года, митрополит снова заехал в Меркушино. Священник Михайло-Архангельской церкви рассказал, что за день до прибытия владыки, ему приснился сон. Будто ему приказали служить литию у гроба, а он стоит и не знает, каким именем называть умершего. И, вдруг, ему слышится голос: «Поминай его Симеоном».

На другой день митрополит Игнатий еще раз осмотрел останки, поклонился им и торжественно объявил всем, что это праведный Симеон. Вскоре записали историю явления святыни, составили акафист и стали собирать рассказы о чудесах от святых мощей, который с того времени стало еще больше.

В 1704 году народ решил, что святой Симеон достоин более высокой чести, чем находиться на Меркушинском кладбище. Для осуществления задуманного, вначале нужно было испросить благословение архиерея. К тому времени Тобольскую кафедру был назначен митрополит Филофей (Лещинский). Он дал согласие на перенос мощей в Верхотурье. Тогда священные останки благоговейно переложили в новую раку, и 12 сентября задуманное благочестивое дело благополучно завершилось. С тех пор праведного Симеона стали называть Верхотурским. В 1798 году для мощей была изготовлена медная рака, в 1848 – серебряная, с позолотой стоимостью 14573 рубля.

В 1914 году по случаю открытия Крестовоздвиженского собора и перенесения туда главной святыни края, стараниями Государя Николая была изготовлена и привезена новая сень для мощей, которую поставили над серебряной ракой. На ней было выгравировано много украшений, икон и вся она была покрыта золотом. Два века великий праведник спокойно почивал в Верхотурье в своих мощах, пока не приблизились тяжелые испытания.

С приходом к власти большевиков нарушилась спокойная жизнь святой обители. В 1920 году безбожники решили испортить верующим великий праздник. Была образована комиссия из представителей власти, которая должна была 25 сентября вынуть мощи из ковчега с целью надругаться над святыней. Это знали священнослужители и старались как можно дольше затянуть богослужение. Храм и соборная площадь были переполнены богомольцами. После литургии начали медленно читать акафист. Люди начали рыдать, чувствуя недоброе. Уже два часа комиссия ждала окончания службы и, наконец, не выдержала.

Председатель комиссии приказал прервать службу, но получил отказ. Тогда красноармейцы с силой протиснулись через богомольцев, растолкали монахов, окружавших раку с мощами. Затем военные с большим трудом вынесли мощи на паперть. Архимандрит Ксенофонт, сняв пелену с мощей, отказался дальше производить вскрытие. Тогда безбожники сами начали осквернять святыню, доставая руками части тела праведника и складывая их на стол. Толпа народа стояла в оцепенении от невиданного кощунства. Когда гробницу опустошили, ее перевернули, вытряхнув оттуда пух, на котором почивали мощи праведника. Плачущие богомольцы старались схватить пушинки, чтобы спрятать их за пазухой. Комиссия, закончив кощунство, разрешила монахам сложить останки обратно в гробницу. На другой день был арестован архимандрит Ксенофонт и многие другие монахи.

В 1926 году Крестовоздвиженский собор был закрыт, мощи забрали в краеведческий музей г. Нижний Тагил. Когда набожные люди начал идти в музей как в паломничество, власти перевезли мощи в Свердловск в 1935 г., где они были помещены в качестве экспоната в музей атеизма в доме Ипатьева, а в 1946 году останки забрали из музея и они считались утерянными.

Дом Ипатьева в Екатеринбурге

В год празднования Тысячелетия Крещения Руси некоторые святыни были возвращены православным. Мощи Верхотурского молитвенника были обнаружены в кладовых полуразрушенного собора Александра Невского. Даже после смерти смиренному рабу Христову опять пришлось терпеть лишения и скорби, как когда-то в земной жизни. В течение 63 лет останки праведника находились в поругании от безбожников.

Праведный Симеон особо чтится на Урале и Сибири, как покровитель этих мест. Но и в других местах есть храмы, приделы и часовни, освященные в честь святого праведника. Праведный Симеон для Урала и Сибири такой же значимый святой, как Сергий Радонежский в Москве или Серафим Саровский в Дивеево. Хотя подвиги преподобных стоят несравненно выше скромной жизни простого праведника, но для русской души каждый святой по-своему значителен и любим не меньше других.